Вопрос специалисту

Одиннадцатилетний сын врет мне и учителям

Одиннадцатилетний сын врет мне и учителям

Добрый день! Просто крик души! Не могу справится с ситуацией, пятый год уж. У меня сын 11 лет, вот 5 лет врет мне и учителям, вранье не систематическое, только когда не сделал домашнее задание, мне не говорит когда оценки плохие, хорошо что электронный дневник появился, вечно забывает записывать домашнее задание. И это 5 лет! Каждый день тратим час чтоб выяснить задание. Перечитала массу литературы по этому поводу, начну с того что в семье не врем, ненавидим ложь ни я ни муж. Скорей всего врет чтоб меня не расстраивать, контролирую постоянно, как только отпускаю контроль на пару недель сразу куча двоее и троек и опять вранье. Самостоятельности ноль. Мне надо бросить работу и сидеть с ним постоянно, но к сожалению супруг не справится с кредитами. Разрывают, не знаю что делать, не понимаю из за чего. По характеру он спокойной, гиперактивности нет. От отчаяния взяла в руки ремень, отхлестала его, мучаюсь от этого по сей день. Обещает что больше такого не будет и опять 25. С первого класса обещает , хватает на две недели. Самое страшное что я ему больше не верю. Подскажите пожалуйста, что делать, как вести себя, понимаю что сделала ошибку не могу понять где!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна.

Поскольку ситуация длится уже очень долго, и у Вас не получается справиться с ней самостоятельно, лучше всего не откладывая обратиться на очную консультацию к психологу. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.

Вместо неэффективных и травмирующих методов воспитания, таких как ругань или порка, стоит, прежде всего, подумать о том, что может быть истинной причиной такого поведения Вашего сына. Ребенок обычно прибегает к вранью, когда хочет защититься, то есть боится. Он может бояться наказания или Вашего осуждения. Как Вы сами пишете: «Он врет, чтобы меня не расстраивать». Насколько я поняла, сейчас в Вашей семье этот вопрос вызывает бурю негативных эмоций. И вся Ваша деятельность, а также общение с сыном строится исключительно вокруг уроков и оценок. Можете ли Вы ответить себе честно на вопрос: зачем вообще нужно выполнять домашнее задание и получать хорошие оценки? Так ли это важно на самом деле? Если Вы сможете объяснить мальчику необходимость обучения, то ситуация может измениться. Но если Вы будете продолжать просто требовать выполнения бессмысленных в его понимании действий, это может привести к очень печальным последствиям. Вплоть до того, что Ваш сын просто перестанет туда ходить, а Вам об этом не скажет.

Могу предположить, что Вы хотели бы научить его учиться самостоятельно. Повышение контроля не решает эту задачу. А самостоятельность не может возникнуть из неоткуда. Это как навык, который нужно тренировать. Только если у человека есть свобода, он может научиться ей распоряжаться ответственно. А поскольку ребенок находится под Вашим постоянным контролем, он так и не научился планировать собственную деятельность, чтобы достигать хороших результатов. Попробуйте обучать мальчика планированию – как времени, так и собственных сил. Составляйте вместе списки дел, план на день или на неделю, учите использовать таймер, предлагайте ему самому выбирать, какое задание он хочет выполнить сначала, а какое потом. И постепенно снижайте контроль, но не бросайте его в одиночестве. Пусть он знает, что Вы всегда ему поможете, если ему это понадобится.

Любые изменения лучше вводить постепенно. Подумайте, в какие моменты при выполнении домашнего задания Вы можете предоставить мальчику больше самостоятельности, особенно если это касается предметов, которые ему нравятся. И пусть со временем таких моментов становится все больше и больше. Сначала можно присутствовать с ребенком во время выполнения заданий, но отстраняться от активной помощи. А затем постепенно начать оставлять его одного. Также важно давать возможности проявлять самостоятельность и в других делах, не касающихся учебы.

В целом, старайтесь чаще общаться с сыном на темы, не связанные с уроками, замечать достижения мальчика, его успехи в любой самостоятельной деятельности. Когда Ваш сын поймет, что Вам интересен именно он сам как личность, а не только его успеваемость в школе, когда почувствует, что Вы любите его любым, даже «двоечником», только тогда он перестанет бояться и врать Вам.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог