Вопрос специалисту

Постоянные жалобы на поведение дочери от учителя

Постоянные жалобы на поведение дочери от учителя

Здравствуйте! Дочь учится в 1 классе. Учиться нравится, успеваемость хорошая, но постоянные жалобы на поведение от учителя и некоторых родителей. Обзывается, плюется, толкается, может ударить. От нее самой подробностей не добиться, говорит что это не она, сваливает на друга. С ним они дружат с сада. Еще там предупреждали если будут вместе учиться , будет много проблем. По отдельности нормальные дети, вместе неуправляемые. Когда друг болеет, жалоб нет, общается с девочками, хочет и дальше с ними дружить, но говорит друг не разрешает и бьет в переносицу кулаком. Но его считает лучим другом, сначала даже больше ни с кем знакомиться не хотела. Иногда говорит, что другие смеются то над ее поделкой, то когда переодеваются... Недавно плевались с другом и попали в учительницу, на экскурсии дергали ее за капюшон (похоже она сама не знает что с ними делать). Дергали девочку, которая сидела между ними и в результате оторвали ей пуговицы... и так каждый день. Слышали как родители, когда забирают детей, обсуждают какая плохая девочка в классе. А мальчик, который подхлестывает ее на это, всегда ни при чём. Жалуются только на нее. Недавно одна родительница сообщила, если ее ребенка еще раз ударят, она сама будет разбираться с моим ребенком. Воспитываю одна, родители помогают. Сколько объясняли ей про поведение, только обещает вести себя хорошо, а потом забывает.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина.

Могу предположить, что Вы чувствуете возмущение, злость, стыд и вину, когда слышите подобные неприятные вещи о своей дочери от посторонних. И Ваши переживания в такой ситуации можно понять. Но чтобы ее исправить, важно понять причины негативных поступков девочки и работать именно с ними. Это может быть и проявление кризиса семи лет, неумение справиться со своими эмоциями в конфликте, обстановка в Вашей семье или какие-то другие стрессовые факторы в ее жизни. В последнем случае необходимо, прежде всего, устранить причину, чтобы поведение ребенка поменялось.

Возможно, таким образом проявляется живой темперамент Вашей дочери. И в таком случае ей самой трудно вести себя спокойно, это требует от нее усилий воли, которая пока недостаточно развита. Поэтому лучше не ругать девочку. Требованиями делать то, что она пока физически делать не может, Вы загоняете ее в безвыходное положение. А это может привести к усугублению ситуации и ухудшению ваших отношений.

В первом классе ребенок еще не до конца осознает общественные правила. О них нужно рассказывать, скорее всего, многократно повторяя одно и то же и доступно объясняя, как и зачем нужно себя вести. Но лучше делать это без злости и осуждения, спокойно. Вы можете обращать ее внимание на чувства и состояния других людей («Как ты думаешь, что почувствовала учительница, когда вы так себя вели?»), обсуждать с ней произошедшую ситуацию со стороны, задавая ей наводящие вопросы («Как по-твоему, в чем ты была не права? Что ты могла бы сделать по-другому? Как теперь ты можешь исправить ситуацию?»). Однако внутри Вам необходимо верить в то, что она действительно не хотела ничего плохого, что она просто пока не умеет разрешать конфликты конструктивно, но обязательно научится. Ваша задача состоит в том, чтобы сохранить доверительные отношения с девочкой. Это удастся, если она будет уверена, что Вы всегда на ее стороне. Но не в споре, а в жизни.

Кроме того, девочке необходимо осознать, что любые ее действия имеют последствия. Для этого важно, чтобы она сама (насколько это возможно) ликвидировала эти последствия. Например, если кто-то пострадал от ее поведения, необходимо, чтобы она сама подошла и извинилась перед пострадавшим, предложила свою помощь, если возможно, исправила ситуацию. Так Вы постепенно будете передавать ей ответственность за ее поступки.

При этом старайтесь эмоционально поддерживать ее и отмечать те моменты, когда у них с другом не было ссор, хвалите ее даже за малейшие успехи в этом направлении и замечайте ее достижения в других сферах. Ребенок всегда стремится получить одобрение родителей. И оно действует на него гораздо сильнее, чем наказания и нотации. Поэтому Ваше терпение, поддержка и любовь помогут Вашей дочери справиться с этой непростой ситуацией.

Также Вы можете обратиться на очную консультацию к школьному психологу или к стороннему специалисту, чтобы он имел полную картину происходящего и помог Вам исправить ситуацию. На нашем сайте Вы можете найти адреса бесплатных служб психологической помощи в Вашем городе.

Анастасия Вялых,
Семейный психолог