Вопрос специалисту

Ребенок отказывается от чтения, эмоционально реактивен, зависит от влияния подруг. Помогите.

Ребенок отказывается от чтения, эмоционально реактивен, зависит от влияния подруг. Помогите.

Домашнее задание в 1 классе не задают, но каждый день нужно читать. Девочка часто отказывается, приходится ее долго уговаривать. В итоге мама после 15 раза спокойной просьбы срывается на крик и получается скандал. В школу ходит с удовольствием, не гиперактивна, хорошая память. Есть еще такой момент, ребенок эмоционально реактивен, часто плачет, зависим от мнения подружек. Просит у мамы новую куртку не розовую и без цветочков, потому что подружке Кати не нравится розовый цвет. Помогите советами, рекомендациями!

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Из Вашего письма мне не вполне ясно, кем Вы приходитесь ребенку, поэтому рекомендации будут носить общий характер. От того, насколько вы близки, зависит степень Вашего влияния на ситуацию.

В первую очередь следует снять повышенный уровень ожиданий и требований к ребенку и позволить девочке не любить чтение. Родители часто ставят хорошие оценки выше значимости психологического здоровья ребенка - это большая ошибка.

Обратите внимание на то, сколько времени, сил и энергии Вы тратите на занятия с ребенком. Важно помнить, что любовь к чтению можно воспитать различными способами: демонстрацией собственного примера, стимуляцией у ребенка положительных эмоций, связанных с процессом чтения. Помните также, что чем больше негативных эмоций во время занятий будете демонстрировать Вы, тем более активное сопротивление окажет Вам дочь.

Что касается проблемы стабилизации эмоционального фона, снижения интенсивности реакций, проблемы зависимости от чужого мнения, прежде всего необходимо выяснить причины подобного состояния и только потом приступить к коррекции. Если у Вас есть возможность вызвать девочку на доверительный разговор, выясните у нее, в чем причина ее поведения, как она оценивает свою жизнь, отношения с родителями и сверстниками. Возможно, Вам удастся определить проблемные зоны и устранить их и, как следствие, скорректировать поведение ребенка.

Но следует также принимать во внимание тот факт, что в этом возрасте ребенок уже умеет скрывать свои эмоции, если способы эмоционального реагирования взрослых вызывают у нее страх или недоверие. Поэтому очень важно выстроить честные взаимоотношения, в которых ребенок будет чувствовать себя в безопасности и сможет доверять своим родителям.

Если ребенок ориентируется на мнение других людей, это скорее всего обусловлено стилем воспитания его родителей. Вероятно, в семье у девочки нет возможности озвучивать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, отказывать, спорить с родителями, в результате чего происходит подавление личности ребенка, теряется связь между ее поведением и внутренним "я".

Описанная Вами ситуация дает мне основания рекомендовать обратиться за очной консультацией к психологу, но при этом следует иметь в виду, что работа над ситуацией должна начаться с родителей. Поэтому если Вы не являетесь близким родственником девочки, Вы можете только дать совет, поделиться своим мнением, но решение относительно выхода из сложившейся ситуации имеют право принимать только родители.

Надеюсь, описанная проблема благоприятно решится, всего Вам самого доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»