Вопрос специалисту

Ребёнок негативно реагирует на отказ или на просьбу

Ребёнок негативно реагирует на отказ или на просьбу

Сын негативно реагирует (начинает ныть, может упасть на пол или изображает обиду и говорит, что уйдёт от нас) на отказ или на просьбу. И это ПОСТОЯННО. Ничего не помогает. Мы с мужем не ведёмся на такое поведение и, если сказали "нет", то не отступаем от своих слов, а пытаемся объяснить, что нам не нравится, когда он так себя ведёт, и что таким поведением он делает себе только хуже (из-за этого мы запрещаем ему просмотр мультиков или сладости, предварительно предупредив его, за что). 


Это продолжается уже больше полугода. Никаких изменений (переезд, смена садика, рождение второго ребёнка, развод и т.д.) в этот период не было. Мы вообще живем спокойно. Сыну уделяем много внимания. И вечером после сада, и каждые выходные ездим с ним гулять на разные детские площадки или просто катаемся на велосипедах, например, и в настольные игры играем все вместе. Никто из родителей или других родственников его не бьет, самое страшное наказание - это угол, но бывает это ооочень редко. 

С мужем у нас хорошие отношения. И вообще, в семье все хорошо. В садик ходит не то чтобы с большим удовольствием, но и без негатива, иногда даже наоборот, с большим рвением. Воспитатели в саду тоже отмечают эту проблему (постоянное нытьё) у него. Чуть что-то не по его - сразу ноет или уходит, хлопнув дверью. Отходит быстро, успокаивается, и опять все хорошо, но за день такая реакция возникает множество раз, и это проблема для меня. 

Я устала все время повторять одно и то же в течение такого длительного срока, при том, что никакого прогресса нет, меня это раздражает, и я иногда срываюсь на него и кричу. Не хочу так, считаю это неправильным, но иногда просто не хватает сил сдержаться, если за день это десятое нытьё на пустом месте! Бывает даже, что он ещё не дослушает, что ему говорят, и сразу бросается на пол или на диван и ноет. (Например, когда у бабушки в гостях, говорим: "собирайся...." он тут же выдаёт своё, даже не дослушав, что мы его в парк хотим повезти, что он очень любит). Подскажите пожалуйста, как нам с мужем себя вести, чтобы это прекратилось. Мы уже устали!!!

Мария

Здравствуйте, Мария!

Первый совет уставшим родителям – это не менять ребёнка, а позаботиться о себе. Потому что не существует идеально слушающихся детей, маленький человек ещё не умеет выдерживать сильные эмоции, терпеть фрустрацию. В зависимости от темперамента, чаще или реже он «психует», срывается, орёт, плачет и т.д. И всё это – вполне нормально в период взросления.

Задача взрослых – не только быть рядом и обеспечивать физические потребности, но и:

- выдерживать такие всплески эмоций (показывая, что даже сложные чувства можно пережить и идти дальше, жизнь на этом не заканчивается),

- объяснять чувства («ты сейчас кричишь, потому что злишься, я понимаю, мне жаль, что так происходит, можно я тебя сейчас обниму или ты сможешь справиться сам?», «пока ты кричишь, ты не услышишь, куда мы пойдём, так что я просто буду рядом и подожду, пока ты успокоишься или захочешь обняться/чтобы я тебе помогла»),

- снижать неопределённость (об этом скажу отдельно);

- держать границы (и вы это делаете, говоря «нет» и будучи последовательной в действиях, но при этом важно озвучивать и чувства, показывать, что вы понимаете горечь/обиду/злость ребёнка и рядом, чтобы поддержать, однако правила есть правила).

И поэтому, если ребёнок вспыльчивый, темпераментный, приходится из раза в раз повторять одно и то же, 10 и 20 раз в день. И такое, конечно, сложно выдержать. В конце концов, вместо доброжелательной улыбки на лице остаётся застывший оскал. И вот в этой ситуации вам важно научиться себе помогать.

Выработайте способ справляться с такими ситуациями. Есть разные техники самоуспокоения: считать до 10, говорить «мне нужно сейчас побыть одной, потому что я злюсь, поговорим позже» и уходить из комнаты, устраивать себе вечера отдыха (ванна, свечи), дни отрыва (тир, силовой спорт, бокс). Главное – найти то, что нравится и помогает снять стресс, чтобы эмоции не копились в вашем теле.

По поводу правил: каждое «нет», каждый семейный закон должен быть простым и понятным ребёнку. А значит, он должен быть объяснён. Почему нельзя залезать на подоконник. Почему нельзя бить другого ребёнка лопаткой по голове. Почему нельзя есть песок. Это должен быть не просто запрет, а настоящее аргументированное правило.

Снижение неопределённости, как и озвучивание и поддержка чувств ребёнка (о чём я говорила выше), может помочь вашему ребёнку справиться с эмоциями или предупредить их. Попробуйте не говорить в последний момент, к примеру, «собирайся, мы идём…» (а дальше истерика и занавес), а предупреждать «через 15 минут/когда стрелочка с динозавриком будет здесь/когда кончится мультик мы пойдём в парк, так что пора будет собираться». И так – во всём. Озвучивайте планы ребёнка заранее, открывайте перед ним его будущее, чтобы в его жизни было поменьше неожиданностей. Давайте возможность выбора: ты будешь собираться сейчас или через 5 минут?

Главное, мы не можем не брать в расчёт, что среди нас живут разные люди, некоторые из них очень вспыльчивые. И если в вашем доме живёт такой малыш, ваша задача – научиться держаться самой и помочь ему справляться с этим. Теплом, лаской, терпением, любовью, взрослой позицией. И тогда, в будущем, уже будучи взрослым, ваш сын будет знать, что делать с этими переживаниями, не увлекаясь замещающими методами, не пытаясь сбежать или скрыться от них.

Если кроме такой повышенной эмоциональности вы наблюдаете у ребёнка откат в развитии (ухудшение речи, энурез и энкопрез), сниженное настроение, нарушение аппетита и сна, снижение активности (или наоборот – резкое повышение), какие-то дикие страхи (непонятные, но очень сильные), значит на ребёнка всё же подействовало какое-то психотравмирующее событие. В этом случае имеет смысл обратиться за очной консультацией к детскому психологу. На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатной психологической помощи в вашем городе - https://www.ya-roditel.ru/map/.


Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»