Вопрос специалисту

Сын не находит общий язык ни с одним ребёнком

Сын не находит общий язык ни с одним ребёнком

Здравствуйте, дело в том, что мы переехали жить сюда четыре года назад из Луганской области, когда там разгорелась война. Тогда ещё у нас была полноценная семья, но вскоре я с мужем, то есть с отцом своего сына, развелась, и теперь воспитываю его одна, с отцом никаких отношений мы не поддерживаем. Обращаюсь я с такой проблемой: мой сын не находит общий язык ни с одним ребёнком своего возраста и с теми детьми, что старше его; кое-как, и то очень ненадолго у него получается ладить с детьми младше его. Сын со всеми дерётся, ругается, дразнит, дело дошло до того, что все дети ополчились против него, и теперь даже когда он выходит на улицу и никого не трогает, а играет сам по себе, его начинают бить, дразнить, обижать другие дети. Так как мы живём в небольшом поселке, в котором все друг друга знают, это стало очень большой проблемой. Так как я воспитываю его одна, то ему, конечно, не хватает моего внимания и любви, потому как я с утра и до вечера на работе, а он в это время гуляет во дворе или же находится под присмотром бабушки. В школу мы пойдем в этом году только, так как раньше я считала, что мой ребёнок был ещё не готов, конечно не однократно я с ним говорила, что нельзя драться, нельзя обижать других деток, уговаривала, наказывала, но всего этого хватает на полчаса, а потом он продолжает вести себя так же, как и вёл. Пожалуйста, подскажите, что мне нужно сделать, чтобы помочь сыну.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина!

Вы правильно мыслите, ребенку необходимо внимание со стороны родителей, его нет, он старается исправить ситуацию, поэтому добивается желаемого так, как умеет.

Другого выхода, кроме как дать ребенку необходимую любовь и заботы – нет. Задумайтесь не только о количестве минут/часов, проведенных с ребенком, но и об их качестве. Контакт должен быть доверительным, эмоционально заряженным.

Кроме того, важно понимать, а умеет ли ваш сын иначе взаимодействовать с другими людьми. Возможно, мальчику нужно помочь, подсказать новые способы установления контактов, предложить альтернативу и выбор.

Вместе с тем, необходимо уделить внимание развитию эмоционального интеллекта вашего сына. Вполне возможно, что он не только подменяет поведенческие реакции, но и эмоции. Не зная своих собственных чувств, невозможно установить близость. Самым лучшим способом является – контейнирование эмоций. Суть техники заключается в назывании чувств ребенка, присоединении к нему и совместном поиске вариантов выхода из ситуации и эмоционального реагирования.

Главное – ни в коем случае не стыдите мальчика, не запрещайте чувств, не наказывайте, наоборот – разрешайте гневаться, расстраиваться, плакать и т.д. Он должен знать, что это приемлемо, что это нормально, что любят его всегда, даже, когда он ведет себя не лучшим образом. В этой связи вспоминаю фразу: больше всего ребенок нуждается в любви и поддержке тогда, когда меньше всего этого заслуживает.

Постарайтесь проникнуться сыном, понять, что приносит ему дискомфорт и устранить это. И да, важно признать, что выстраивать контакт со сверстниками не умеет тот ребенок, в чьей себе не было примера того самого близкого, доверительного контакта. Поэтому начать работу нужно именно с вас, а сын очень быстро увидит этот пример и переймет его.

Если не чувствуете в себе сил/понимания, прошу обратиться к психологу за очной консультацией. Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»