Вопрос специалисту

У дочери проблемы с обучением. Чем ей помочь?

У дочери проблемы с обучением. Чем ей помочь?

Добрый день! У нас единственный ребенок в семье - дочь 11 лет. Она добрая, творческая и абсолютно не агрессивная девочка. Но есть один минус. У моей дочери большие проблемы с учебой. Она училась плохо всегда, но в этом учебном году в пятом классе ситуация усугубилась. В двух четвертях уже выходила двойка по математике, в этой третьей четверти похоже выйдет 2 и по математике, и по русскому. Проблема даже не в отсутствии способностей. Что ей интересно, то она выучивает, прочитывает и легко пересказывает. Но если предмет нужно просто принять как данность, выучить правила и использовать их в контрольной работе, то у нее прямо блок какой-то в голове стоит. Плюс абсолютно наплевательское отношение к успеваемости. Когда я училась в школе (была троечницей), то получая двойки я хотя-бы расстраивалась. А ей все равно. Абсолютно спокойно говорит, что получила два по какому-либо предмету. У нее нет никакого желания учиться хотя бы на средний балл, я уж молчу про хорошие оценки. Пятерки ее тоже не особенно радуют. В школу идет всегда с неохотой. Все годы меня постоянно вызывают в школу по причине успеваемости дочери. Постоянно проводим беседы, наказываем, но ничем не можем замотивировать ребенка на учебу. От школы нас направляли на ПМПК, но у них один вариант - перевод в спецшколу. Я категорически против этого. В спецшколе в нашем городе учатся дети из неблагополучных семей, с криминальными наклонностями, либо дети клинически ненормальные с психиатрическими диагнозами. Я не хочу помещать ребенка в такой коллектив. У нас в школе довольно хороший класс, я имею в виду психологическую атмосферу. Дочь абсолютно домашний ребенок, с компаниями по улице не шатается. Ходит в художественную школу и там у нее есть успехи. Если бы училась хотя бы на троечки... Не всем профессорами быть. Где-то в воспитании, видимо, еще дошкольном или позднее, мы что-то упустили, и теперь боюсь ребенок останется на второй год. Можно ли как-то психологически либо психотерапевтически скорректировать поведение ребенка, его отношение к учебе? Боюсь, что домашние методы воспитания мы уже исчерпали.

Юлия

Здравствуйте, Юлия!

Прежде всего, хочу поблагодарить Вас за то, что Вы понимаете, что хорошие оценки - это не самое главное, и если ребенку тяжело дается тот или иной предмет, не нужно его насиловать. Я также понимаю и Ваше беспокойство по поводу педагогической комиссии и возможности перевода ребенка в спецшколу. В качестве альтернативы можно перевести ребенка на домашнее обучение по медицинским показаниям, если такие имеются.

Следует также пройти обследование и выяснить, сохранен ли интеллект Вашего ребенка. Если есть проблемы с развитием интеллекта, школа, в которой требования адаптированы к способностям ребенка, будет для девочки лучшей средой и стоит пойти на этот шаг, как бы страшно ни было отправлять ребенка в новую школу.

Тем не менее, чем в более здоровой атмосфере находится ребенок, пусть и с физиологическими проблемами развития, тем проще ему будет адаптироваться. Поэтому после постановки диагноза и выяснения причин отставания в школе необходимо проконсультироваться с рядом специалистов, которые помогут Вам определить зону ближайшего развития ребенка и понять, стоит ли вытягивать дочь до уровня обычной средней школы. Иными словами – ребенку будет проще развиваться там, где среда побуждает к развитию и не вызывает стресс.

Что касается мотивации, то, что у девочки есть интересы и увлечения, говорит о том, что она обучаема. Это дает нам шанс перенести механизм обучения в художественной школе на обучение в средней школе. Нужно понять, почему девочке нравится рисовать. Дело, может быть, в том, что она любит работать руками, не боится испачкаться, наслаждается результатом или чувствует себя более комфортно в атмосфере художественной школы. Необходимо сделать процесс обучения более интересным, творческим и свободным, например, пробуйте обыгрывать сложные формулы, нарисовать или вылепить их из глины.

Кроме того, мне не ясно, почему ребенок отказывается ходить в школу, если там такая хорошая атмосфера. Возможно, что либо Вы не знаете в полной мере, что происходит в школе, либо Ваше представление не совпадает с представлением Вашей дочери. Выясните, как девочка чувствует себя в классе, с помощью ролевых игр или сказки про школу. В такой форме ребенку будет проще рассказать об истинном положении дел.

Если у девочки довольно высокий уровень сознательности, попробуйте поговорить с ней напрямую, расскажите, что беспокоитесь за нее, что Вам не хотелось бы отдавать ее в спецшколу, расскажите, что ее там ждет, но максимально объективно, избегая запугивания, и предложите выбрать самой. Если есть такая возможность, посетите спецшколу, познакомьтесь с педагогами и детьми. Возможно, дочь сама сделает правильный выбор и проявит больше усердия в учебе.

Ребенок не должен испытывать чувство вины за плохие оценки, но необходимо воспитать в дочери мотивацию и способность к целеполаганию. Но для этого нужно сначала узнать личностные особенности ребенка. Для получения более конкретной помощи обратитесь за очной консультацией к психологу.

Берегите себя и своих близких, всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»