Вопрос специалисту

У дочери проблемы с учебой и режимом дня

У дочери проблемы с учебой и режимом дня

Дочь практически не учится. Учитель информатики, она же классный руководитель, говорит, что девочка не устно и не письменно ничего не делает. Возможно, другие предметы ей натягивают до тройки, потому что дома она совсем ничего не делает, даже устно. Постоянно сидит со смартфоном в интернете. На мои просьбы не реагирует. С папой ребенка давно в разводе, но живём в одной квартире. Дочь младшая, есть старшие дети. Папа никогда детьми не занимался, общего языка нет, но его более-менее слушаются. На мои просьбы, чтобы открыла учебник и начала готовиться хотя бы к устным предметам просто не реагирует. Дочь вместе с сыном направили на ПМПК, так как говорят, что дети не сдадут экзамены в 9 классе. Такие предметы как алгебру с геометрией они просто запустили, поэтому ничего не понимают. Но к устным предметам могли бы готовиться. Режим дня я тоже не могу дочери установить, так как не реагирует на мои просьбы лечь вовремя спать. Допоздна лежит со смартфоном. Бывшего мужа привлечь к воспитанию не получается. На мои просьбы поговорить с дочерью один ответ: «а ты зачем здесь нужна?» Как заинтересовать дочь учебой? А так же установить режим дня.

Лариса

Здравствуйте, Лариса!

Причины подобного поведения часто кроются не в умственных способностях ребенка, а в его психоэмоциональном состоянии. Важно понимать, что в данных условиях ребенок изначально находится в состоянии стресса: родители вместе, но между ними нет контакта и взаимопонимания. Это напряжение и недопонимание могут отражаться на учебе, поскольку это единственный вид деятельности, которым ребенок занимается постоянно.

Необходимо также понимать, что Ваша дочь вступила в подростковый период, который характеризуется изменениями гормонального фона, физиологических параметров, социальных ролей, ребенок постоянно пытается адаптироваться к меняющимся условиям, вследствие чего находится под большим давлением внешних обстоятельств и ожиданий со стороны родственников и учителей. Именно поэтому для подростков характерны проявления негативизма, протеста, агрессии и аутоагрессии и т.д. Это естественный этап формирования личности, а подобное поведение является закономерной реакцией на кризисные состояния психики. Задача семьи в этот непростой период – поддержать ребенка, предоставить ему на выбор как можно больше разнообразных вариантов поведения и реагирования.

Важно разобраться, что именно вызывает у Вашей дочери стресс: возможно, это отношения со сверстниками или учителями. Однако, судя по Вашему описанию, предполагаемая причина с большой долей вероятности кроется в семье. Обратите внимание на то, как Вы выстраиваете диалог с дочерью, видит ли она в Вас авторитет. Подростковый период характеризуется смещением авторитета с родителей на сверстников, и установление доверительного контакта между родителями и подростком возможно только если родители занимают по отношению к ребенку позицию друга и общаются с ним на равных.

Важно понимать, что Ваша дочь взрослеет и имеет право сама решать, к чьему мнению прислушиваться. Старайтесь высказывать свое мнение только когда дочь сама Вас об этом попросит. Тогда девочка сможет больше доверять Вам, не боясь осуждения или непонимания.

Выстроив диалог с дочерью, Вы сможете узнать, почему ей не интересна учеба, и договориться о неких способах преодоления данной проблемы. Если дело действительно в интеллектуальных способностях девочки, не стоит ее мучить, возможно, следовало бы даже перевести ее в другой класс или школу. Специалисты ПМПК помогут четко определить причину трудностей в учебе.

Настоятельно рекомендую Вам обратиться за очной консультацией к психологу, который не только научит Вас правильно выстраивать отношения с дочерью, но и поможет стабилизировать Ваше собственное психоэмоциональное состояние. Понаблюдайте за тем, как общается с детьми их отец: возможно, отсутствие напряжения и беспокойства с его стороны облегчает установление доверительного контакта между ним и детьми. Научитесь у него секреты доверительных отношений с детьми. Понимаю, что будет сложно отсеять Ваши обиды, но постарайтесь вычленить там зерно.

Что касается режима дня, важно показывать ребенку положительный пример, тогда девочка сама поймет, насколько это эффективно. Кроме того, если в семье будет возможность заниматься любимым делом, всем вместе проводить время на природе, разговаривать на любые темы и оставаться в психологической безопасности, то у Вашей дочери пропадет потребность прятаться от реальности в интернете.

Удачи и всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»