Вопрос специалисту

У ребенка появились непонятные слезки

У ребенка появились непонятные слезки

Доброго времени суток!!

Сыну скоро исполнится 4 года, в августе появилась сестричка (на данный момент 8 месяцев), с сентября начали ходить в детский сад. Адаптация проходила тяжело в 2 подхода ( ходили неделю, потом болели 2 недели, затем снова ходили 2 недели) после этого слезы по утрам прекратились, оставляли все это время без сна, постепенно стали оставлять на сон, и потом забирали первым, на данный момент оставляем еще и на полдник. У ребенка появились непонятные слезки. Например, сын пришел из садика, я уточняю, хочет ли он кушать, он говорит, нет, я полдник покушал, говорю, хорошо, и сажусь кушать сама, и предлагаю ему либо попить чай со сладостями или пойти поиграть, он например садиться пить чай, а потом начинает плакать и говорит я хочу есть суп, я ему объясняю, что ничего страшного в том, что он отказался от еды нет, ты же кушал в садике, ничего не слушает, плачет, я накладываю ему еду, он съедает ложку и говорит я наелся. И так во всем, постоянные слезки. Или вижу - мается, не знает, чем заняться, я ему говорю, давай что-нибудь слепим из пластилина или поиграем в машинки, соглашается играть в машинки, играем, а потом начинает плакать "почему я не стал лепить?" Складывается впечатление, что он боится ослушаться нас с мужем. Мы никогда не ругаемся и не кричим на ребенка, никогда не шлепали и не повышаем голоса. Почему сын стал себя так вести, не понимаю. Уделяем одинаковое внимание обоим детям, если поцеловали дочку, тут же целуем сына, если обняли сына потом обнимаем дочку. дабы показать, что мама и папа любят их одинаково. Возможно, мы даем ему слишком много выбора и свободы, а ему она не нужна, например, не заставляем его есть, что-то одевать, если ему это не нравится. Как быть? В чем причина таких расстройств?

Лида

Здравствуйте, Лида!

Условия заочной консультации, к сожалению, не позволяют провести комплексную диагностику семьи и выявить факторы, влияющие на поведение вашего старшего сына. Вы можете обратиться на очную консультацию к психологу, который поможет вам разобраться в сложившейся ситуации. На нашем сайте вы можете найти адреса бесплатных психологических служб в вашем городе.

Появление нового члена семьи – всегда стресс для ребенка. Раньше родители посвящали ему все свое время, а теперь делят пополам с младшей сестренкой. Ребенку тяжело пережить это, ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой семейной ситуации. Да и родителям тоже нужно найти баланс, чтобы не обделить кого-то из детей своим вниманием, но при этом чтобы оставались силы на самих себя.

В вашей же ситуации адаптация к новой семейной ситуации усугубилась поступлением старшего сына в детский сад. Детский сад – это новая среда для ребенка, это стресс, это серьезное испытание. Вы отмечаете в своем письме, что адаптация к садику проходила тяжело, это и естественно – сначала у ребенка поменялась картина мира в связи с рождением сестры, теперь он еще и вынужден посещать детский сад. Судя по возрасту, на это время еще и приходился кризис 3-х лет, что тоже, скорее всего, явилось отягчающим обстоятельством.

Сын сейчас чувствует себя одиноким и брошенным, хоть вы и стараетесь уделять ему столько же внимания, сколько и младшей дочке. Постарайтесь не делить свое время и силы пополам между ними, а сделайте сейчас упор на эмоциональное общение со старшим сыном. Ему не хватает вашего внимания, причем внимания чувственного, ему становится себя очень жалко и он начинает плакать и капризничать. Сейчас больше внимание требуется сыну, ведь в его жизни произошли серьезные (и травматичные) изменения, а в жизни дочки таких изменений не было – ее брат ею воспринимается как данность, а не как новый, только что появившийся человек.

Когда ребенок приходит из садика, интересуйтесь его эмоциональным состоянием в детском саду. «Как прошел твой день, что ты чувствовал, как тебе там было? Тебе было грустно, весело?». Вам сейчас нужно наладить взаимопонимание внутри семьи, для этого вы можете завести интересную традицию: повесьте дома на стенку/шкаф большой ватман, отметьте там себя, мужа и сына, и отмечайте на нем свое эмоциональное состояние на протяжении всего дня, например, утром, днем и вечером. Можно рисовать грустные/веселые смайлики, можно изменять цвета в зависимости от эмоции, все это уже решать вам в зависимости от ваших предпочтений и фантазии. Такая традиция поможет вам объединиться, лучше понять друг друга.

Екатерина Сафонова,
психолог сайта «Я — родитель»