Вопрос специалисту

У сына конфликты с ребенком моей сестры. Как их примирить?

У сына конфликты с ребенком моей сестры. Как их примирить?

Здравствуйте, возник конфликт между моим ребенком (Марк 1 год 9 месяцев) и ребенком сестры (Рома 2 года 5 месяцев), ведут себя агрессивно по отношению к друг другу, Рома отнимает все у Марка, он, в свою очередь, закатывает истерику. Потом начались тычки, толкания, Марк после такого отношения тоже стал его толкать. Рома очень активный ребенок, громкий, Марк привык к тишине и спокойным играм, поведение Ромы его очень пугает, боится находиться с ним в одной комнате. В нашей семье все очень дружные, с подобной ситуацией впервые, хотелось бы узнать не только, как их примирить, но и чтобы у них были дружеские отношения. Заранее благодарю!

Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Для начала важно понимать, что Рома скорее всего вступил в так называемый кризис трех лет. Этот непростой этап в жизни ребенка характеризуется тем, что малыш очень часто проявляет негативизм и агрессию по отношению к окружающим, поскольку впервые выстраивает свои личные границы и осознает себя как личность. Если же ребенок всегда так себя вел и его поведение не изменилось на новом возрастном этапе, это говорит о том, что он так воспитан. Важно понимать, что ребенок - это прямое отражение поведения и стереотипов мышления его родителей. Ведь малыш не формируется самостоятельно, в этом возрасте он не берет от социума того, что не характерно для его семьи, его единственным авторитетом являются родители.

Я понимаю Ваше стремление воспитать спокойного и послушного ребенка, который привык понимать слова и слышать собеседника, но вы также должны понимать, что Марка в жизни ожидают различные ситуации, не все люди будут уметь проявлять в общении с ним внимание и такт. Именно поэтому необходимо научить ребенка адаптироваться в социуме, выбирать более комфортные для себя условия, но при этом не теряться в стрессовой ситуации. Так, например, если с ним разговаривают на повышенных тонах, он должен уметь либо выйти из конфликтной ситуации, либо проявить эмоциональный интеллект, формирование которого сейчас только начинается.

Уделите внимание тому, чтобы ребенок умел распознавать свои эмоции и эмоции других людей, а также умел контролировать свои и чужие эмоции. Например, если на мальчика кричат, он может воспользоваться фразой «давай будем говорить тише, мне так громко». Это нормальное предложение, устанавливающее границы. Как только Ваш сын научится корректно общаться с Романом, почувствует себя более уверенно, страх оставаться с ним наедине пропадет.

Что касается второй части вопроса о дружеских отношениях. Важно понимать, что дети не обязаны дружить, даже если дружат их родители. Единственное, что Вы можете сделать, это показать на своем примере, как нужно себя вести с другими людьми. Покажите, как Вы справляетесь с конфликтными ситуациями, разберите аналогичные ситуации на примере книг, сказок, мультфильмов, предложите детям ролевую игру, в рамках которой можно будет отрепетировать желаемые модели поведения.

То, что Роман отбирает игрушки у Марка, - это естественно для данного возраста, таким образом ребенок проверяет свои границы и пытается выстраивать их так, как он умеет. Задача родителей – помочь ребенку научиться различать ситуации, в которых можно и нельзя отстаивать свои желания, а также находить компромисс и т.д. Главное, не ругайте детей за некорректное поведение, но старайтесь объяснять, как нужно себя вести. Задавайте норму, а не запрещайте, и все получится.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»