Вопрос специалисту

У сына проблемы с учебой

У сына проблемы с учебой

Добрый день! Сыну 10, скоро 11. Семья полная. Когда сын пошел в 1 класс, родилась дочь. Мы с мужем очень старались поддержать сына и в учебе, и дома, чтобы он не чувствовал себя на втором плане из-за рождения сестры. Но вот с учебой не заладилось, хотя в школу шел подготовленным. Школьные тетради ведутся как попало. Половина работы в классе не сделана. Замечания в тетради о том, что что-то не сделал на уроке - регулярные. Сейчас в 5 классе, ситуация не меняется. Как только прошу сделать д/з - сразу слезы. Я с классным руководителем на связи - в школе конфликта нет, в ребятами сын общается, дружит. Просто ничего не хочет делать из уроков. Занимается каратэ - туда ходит без проблем, но и нет супер успехов.

Я не знаю, как мне донести до сына, что заниматься на уроках и делать д/з необходимо. Если его не контролирую - скатывается на 2 и 3. Я уже и ругала, и спокойно объясняла, и лишала гаджетов - не помогает. Бьюсь пятый год. К школьному психологу ходили - говорит, проблем нет, составляйте расписание. Составляем, но как доходит дела до выполнения- не хочет.

Как мне правильно себя вести с сыном?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна.

К разным детям с разным характером нужен свой подход. Когда от ребенка требуется делать то, что ему не интересно, появляется сопротивление, слезы, игнорирование слов взрослых. Если мальчик творческий и не системный, выполнять домашнее задание вовремя, не отвлекаться на посторонние дела для него очень сложно.

Система мотивации, которая построена не на лишениях, а на движении к желаемому, работает эффективнее. Так, например, поощрения за успешно оконченную четверть, написанную контрольную принесут положительные эмоции и желание двигаться дальше. В качестве поощрения может быть как желаемый подарок, так и любой вид совместной деятельности: поход в аквапарк, в игровую комнату, урок конной езды и т.п. Возможно, что сейчас отдаленная перспектива не будет казаться реальной для сына, поэтому на начальных этапах важно поощрять промежуточные результаты. Как вариант: за выполненное домашнее задание – наклейка, по итогам недели – поощрение.

Не стоит сразу же ждать и требовать идеального и безошибочного выполнения. То, что ребенок сделал задание сам – уже большой шаг для него. Ваша эмоциональная поддержка важна ему сейчас. «Я заметила, что ты сделал сегодня домашнее задание самостоятельно, несмотря на то, что это было непросто. Я горжусь тобой». Уверенность в себе прибавит наличие путь небольших, но результатов. Важно научить школьника самостоятельности. Поэтому важен баланс между тем, чтобы проверить просто наличие выполненного домашнего задания (чтобы было за что поощрять) и тем, чтобы помочь, объяснить, когда мальчик не справляется с темой.

Если отношения с одноклассниками хорошие, можно выполнять домашнее задание вместе с другом или подругой, которые разбираются в материале. В обучении существует метод, когда сложный или непонятный материал объясняет тот из учеников, кто его понял. Доступность изложения и равные возрастные рамки, позволяют уловить суть материала и поверить в его понимание в принципе. «Смог ты, смогу и я». Но нельзя сравнивать успеваемость ребят друг с другом. Только личный прогресс каждого.

Деятельность, основанная на интересе, имеет больше шансов на успех. Это касается как учебы, так и дополнительных занятий, в данном случае каратэ. Вы можете показывать мальчику, что в школьных предметах есть то, что может быть увлекательным и применимым на практике. На данный момент проходят различные выставки, фестивали науки, проводятся экскурсии на предприятия и в лаборатории. Когда ребенок за требованиями и обязанностями увидит живое, настоящее, приближенное к реальности или то, что можно сделать самому, появится природная любознательность, а с ней и мотивация к изучению нового.

Успешного освоения материала.

Елизавета Тиунова,
психолог сайта «Я — родитель»