Вопрос специалисту

Я стала чаще злиться на ребенка

Я стала чаще злиться на ребенка

Добрый день. В последнее время начинаю злиться на ребенка все чаще и чаще, т.к. он начал просто мне, кажется, наглеть. С утра, если я повышаю голос чуть-чуть по телефону, он на зло мне не идет школу, а вечером, если начинаем ругать его - кричит на весь дом, и так каждый день. Каждый день истерики по поводу и без, мы и наказывали, и разговаривали, плачет больше не буду, прости меня, крокодильи слезы, и через некоторое время все по новой. Мне кажется, я ужасная мать не могу воспитать единственного ребенка.

Елена

Здравствуйте, Елена.

Судя по всему, проблема началась недавно. Поэтому я связываю это с начавшимся пубертатным периодом вашего сына, который характеризуется изменениями в различных сферах, в том числе гормонального фона. От этого могут возникнуть изменения в поведении, может появиться некоторый негативизм, агрессивность, эмоциональная лабильность. Все это обусловлено физиологически, поэтому период нужно переждать. Если же это будет мешать ребенку жить, то можно проконсультироваться с эндокринологом.

Кроме того, причина может крыться в некоторых обстоятельствах, которые вызывают у ребенка такое поведение. Например, смена обстановки или проблемы во взаимоотношениях между родителями. Может быть, ребенок пошел в новую школу или вы переехали в другой город. Любой стресс может вызвать такое поведение у ребенка. Кроме того, проблемы в поведении у детей часто обусловлены фиксацией этого поведения со стороны родителей. Так, чем эмоциональнее будет реакция, чем жестче будет блок на некоторые эмоции, и тем скорее ребенок зафиксируется, например, на протесте и будет его все чаще использовать в жизни. Поэтому первое с чего можно начать работу над ситуацией – это выяснить причину. Постараться найти с ребенком общий язык Если удастся установить близость, то уверена, что ребенок подскажет вам где искать причину и вы вместе сможете ее преодолеть. Если же близости нет, то над этим необходимо работать. В этом вам поможет психолог.

Кроме того, обратите внимание на себя. Уделите внимание своему отдыху, режиму дня, своему питанию так, чтобы эмоциональное состояние было максимально ровным. Это поможет не только вам сохранить равновесие, но и подскажет ребенку как нужно себя вести. Помните, дети скорее считывают поведение с родителей, чем слышат слова, правила и установки.

Задайтесь вопросами: Когда вы злитесь на своего ребенка? Почему вы злитесь? Ведь часто злость, раздражительность, агрессия со стороны родителей не имеет отношения к поведению ребенка. Она скорее свидетельствует о том, что у самого родителя есть какие-то неразрешенные проблемы, блоки, детские травмы и т.д. Дети же часто живут так, как чувствуют, без цели «сделать назло».

Кроме того, нужно понимать есть ли в вашей семье возможность проявлять все эмоции, в том числе и так называемые «негативные» эмоции. На самом деле разделение на положительные и отрицательные эмоции очень условно. Ведь «отрицательные» эмоции призваны сказать миру, что нас не устраивает, что нам не нравится и позволяет защищать наши внутренние границы. Так, например, если в семье есть блок на проявление агрессии, то ребенок и в обществе не сможет защищать себя, не сможет говорить «нет», будет страдать от низкой самооценки и от большого количества нападок со стороны сверстников.

В описанной вами ситуации прослеживается запрет на проявление гнева и злости. И скорее всего поведение вашего ребенка – это протест против этого правила. Ребенок защищается изо всех сил, чтобы не быть сломленным. Как только вы разрешите себе и детям протестовать, отказываться, проявлять недовольство, эмоции станут гораздо мягче, у ребенка будет шанс проявлять их экологичным способом. Только так возможно формирование навыка дозированного проявления эмоций.

Постарайтесь не стыдить ребенка, не вызывать у него чувство вины за его поведение. Скорее говорите с ним как со взрослым, договариваться, слышать и слушать. И, конечно, позволяйте ребенку не соответствовать вашим ожиданиям.

Наказание целесообразно, когда речь идет о жизненно важных правилах таких как: нельзя выбегать на дорогу, открывать дверь незнакомым людям и т.д. А вот в других ситуациях эффективнее работает подробная инструкция о том, как нужно себя вести. Разберите с сыном ситуацию из жизни, предложите ему как можно больше вариантов поведения. Пусть он сам выберет, какой ему подходит. И поощряйте сына в его начинаниях, в его попытках научиться новому поведению. Сначала будут ошибки, будут некоторые нарушения правил или границ. Но при корректной работе родителей, ситуация быстро выйдет в норму. Старайтесь использовать эффект маятника в поощрениях и наказаниях. То есть наказание должно быть чуть меньше, чем проступок, а поощрение чуть больше, чем хорошее дело. Это вызовет у ребенка потребность вести себя так, как вы этого хотите.

Ну и конечно стоит развивать собственный эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка. Это поможет лучше себя осознавать, выстраивать отношение с другими. Постарайтесь не винить себя, не осуждать себя за реакции вашего ребенка. Уделите внимание сепарации от ребенка. И разделять его реакции и ваши, его поведение и ваше. Вы отдельные личности, и взаимосвязь не всегда прямая. Кроме вас на ребенка воздействуют его папа, его родственники, учителя, сверстники и генетика. Поэтому свое психоэмоциональное состояние нужно прорабатывать и учиться разделять ответственность между всеми участниками процесса.

Уверена, у вас все получится. Всего доброго.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»