Вопрос специалисту

С какого возраста можно оценивать и определять психологическое состояние ребенка по рисунку?

С какого возраста можно оценивать и определять психологическое состояние ребенка по рисунку?

С какого возраста можно оценивать и определять психологическое состояние ребенка по рисунку?

Кира

Здравствуйте, Кира!

Вероятно, Вы говорите о проективных рисуночных методиках – таких методиках, которые основаны на интерпретации рисунков по чётко заданным правилам. Их использовать психолог для работы с детьми может, начиная с того возраста, когда ребёнок начинает рисовать – около 2-х лет. Но необходимо учитывать, чтобы в этом возрасте малыши пока ещё не могут следовать правилам, а также рисовать чёткие предметы. В основном, двухлетки рисуют «каляки», просто возя карандашом по листу бумаги.

Но самым главным этапом проведения проективной методики является обсуждение рисунка с ребёнком. Психологи обладают специальными знаниями о ведении такого диалога и о психологических особенностях каждого возрастного периода. Более того, проективные рисуночные методики не работают в одиночку – необходимо проведение ещё нескольких диагностических методик, а также обязательна беседа с ребёнком. Так как проведение такой крупной диагностической работы с ребёнком маленького возраста затруднительно, обычно психологи ограничиваются наблюдением да поведением малыша и беседой.

Люди, не обладающими специальными профессиональными знаниями, не могут адекватно определять психологическое состояние ребёнка по рисункам, т.к. для этого необходимо учитывать очень большое количество факторов.

Екатерина Сафонова,
психолог сайта «Я — родитель»