Вопрос специалисту

У моего ребенка сложные отношения с учителем. Как мне быть?

У моего ребенка сложные отношения с учителем. Как мне быть?

Мой сын пятикласник. На уроке музыки, который проводился в актовом зале для всех 5х классов, ребенок сидел и улыбался (он мне пояснил: очень нравилось, как играли музыканты филармонии), наша классная несколько раз сделала ему замечание, но он решил: раз не шумит, то никому не мешает и продолжил улыбаться. На следующий день в классе после уроков проводилось чаепитие, посвященное Новому году и окончанию полугодия. Все дети пришли нарядными и принесли всяких вкусняшек к чаю. Приготовления полным ходом: дети сами все накрывали, тут приходит классная и говорит моему сыну: ты уходи и больше на моих мероприятиях присутствовать не будешь, пока не научишься меня слушаться и не извинишься за свое поведение на музыке. И выставила его за дверь. Я в этот день в школу не пошла(работала), потом каникулы. На каникулах учительница ушла на больничный и вышла только 7.03. А 9.03 позвала детей (кто желает) сьездить с ней в кино и сходить в кафе. Сын хотел поехать, но так и не пошел, сказав, что она его все равно не пустит. Я в растерянности, не знаю, как мне быть???

Ольга

Здравствуйте, Ольга!

Я понимаю Вашу растерянность, но из любой ситуации существует выход. Мне кажется целесообразным не решать проблемы за ребенка, но учить его правильно реагировать в различных ситуациях, выходить из конфликтов, справляться с неудачами и т.д.

Если события действительно разворачивались так, как Вы описываете, нужно сначала попробовать помочь ребенку решить проблему самостоятельно. Это, безусловно, будет непросто, но в случае успеха Ваш ребенок получит огромный ресурс в виде уверенности в себе и своих силах. Если сын не справится с ситуацией сам, он всегда сможет обратиться к Вам за помощью, и уже тогда Вы активно займетесь решением проблемы.

Расскажите ребенку, чем может быть обусловлено поведение учительницы, объясните, что она несет ответственность за большой детский коллектив, в котором естественно старается установить дисциплину. Конечно, все дети разные, не следует подгонять всех под одни рамки, но со временем учитель так устает, что у него не остается сил на поиск индивидуального подхода.

Скажите ребенку, что реакция учительницы может быть также вызвана тем, что она не вполне поняла ситуацию, возможно, она считала улыбку ребенка как вызов на конфликт, скрытую агрессию и т.д. Научите ребенка мысли, что у каждого своя правда, но прояснить ситуацию и достигнуть согласия можно в аргументированном диалоге. Сначала пусть ребенок потренируется в построении такого диалога в различных домашних ситуациях, при которых Вы будете рядом и сможете скорректировать его эмоциональные реакции и способы поведения, а когда мальчик научится отстаивать свою точку зрения, помогите ему наладить диалог с учителем.

Ребенок должен подойти к учительнице и спросить, почему она не хочет видеть его на своих мероприятиях, что он может сделать для того, чтобы исправить ситуацию, а затем пояснить ситуацию с его точки зрения. Однако далеко не все взрослые готовы признать свою ошибку перед ребенком, поэтому стоит подготовить мальчика к тому, что каждый человек имеет право на свою позицию и может отказаться корректировать ситуацию в разговоре.

Если отношения ребенка с учителем останутся напряженными, постарайтесь поддержать ребенка и помочь ему. Если Вы не сможете самостоятельно нормализовать ситуацию, рекомендую обратиться к школьному психологу. Если и это не возымеет действия, можно обратиться к руководству школы.

Любви, здоровья Вашей семье, всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»