Как научить приемных детей распоряжаться деньгами

Как научить приемных детей распоряжаться деньгами

Ребенок, выросший в детском доме, может ничего не знать о ценности денег, о том, что их количество ограничено, что они зарабатываются трудом и кому-то принадлежат. Поэтому приемные дети могут брать и тратить чужие деньги без спроса, не осознавая своего проступка.

Многие из них выучивают быстро и на отлично свои права и родительские обязанности… Но весьма избирательно: они запоминают то, что родители им «должны». Подросшие дети хорошо знают: приемные родители получают на их содержание деньги, и ожидают, что эти деньги будут тратиться на то, что они захотят и потребуют.

Не зная цен и не умея планировать расходы, дети могут просить еще и еще, как будто денег всегда будет в достаточном количестве.

Для того чтобы научить ребенка правильному отношению к деньгам, нужно усвоить несколько правил.

В период адаптации – особые условия

Не стоит, особенно в самом начале адаптационного периода, водить ребенка по магазинам с большим ассортиментом товаров и покупать всё, что ему захочется. Как бы ни хотелось устроить грандиозный праздник сироте, лучше воздержаться от излишеств. Прежде всего для того, чтобы у него не разбежались глаза. Огромное разнообразие игрушек или вкусностей может вызвать у ребенка, не привыкшего к такому изобилию, сильный стресс.

Кроме неприятных реакций, такой «праздник» может обернуться для родителей отложенными трудностями в скором будущем. Ведь праздник когда-то заканчивается, и начинаются будни, к которым приемный ребенок окажется не готов. Восприняв праздник как новый стиль жизни, он будет сопротивляться любым проявлениям «будничного существования».

Границы

Приемные дети быстро усваивают науку требовать: «Ты мне должен/обязан купить!». Причем в своих требованиях они не способны учитывать объемы семейного бюджета и соотносить их со своими желаниями. Безразмерные необоснованные требования следует гасить на корню соответственно тону высказанного родителям «Ты мне должен/обязан».

Если ребенок заявляет родителю нечто вроде «Это мои деньги», допустимо сделать ему экскурс в детскую психологию. Ребенок – ни кровный, ни приемный – просто неспособен быть сам себе хозяином. Если бы дети могли сами распоряжаться деньгами, надобности в родителях и опекунах не было бы: детские дома выдавали воспитанникам им положенное и отпускали бы восвояси раньше достижения совершеннолетия. К сожалению, практика показывает, что даже выпускники детдомов часто крайне неразумно и стремительно тратят выдаваемые им по выходу из учреждения суммы и остаются на голодном пайке.

Еще один важный принцип соблюдения границ – никакой «торговли»! За оценки, действия по соблюдению собственного режима и гигиены и выполнение обязанностей по дому – за всё это нельзя платить ребенку, тем более имеющему сиротский опыт. Дети быстро подхватывают «рыночные отношения» в семье как возможность манипулировать взрослыми, получая от них то, что хочется. Если родитель начнет оплачивать ребенку его хорошие школьные оценки, очень скоро интерес к учебе заменится интересом к «заработку», а самой «зарплаты» может быть достаточно и с половиной двоек в четверти, если ее хватает на шоколад и жевательную резинку.

Родителям придется следить за собой гораздо тщательнее, чем до приема ребенка на воспитание. Например, ввести в привычку не оставлять где попало деньги и ценности, чтобы не вводить в искушение ребенка, не провоцировать его на воровство. Ведь куда легче и приятнее начать учить хорошему, пока все имеют положительный заряд друг к другу, чем исправлять «трудности» поведения, запутавшись в конфликтах и неприятных чувствах.

Постепенность

Принцип постепенности важно соблюдать в освоении любой науки. Учиться ценить и тратить деньги тоже нужно постепенно.

Сначала, посещая вместе с ребенком магазины, нужно объяснять ему ценность и полезность тех или иных товаров, обращать внимание на состав, качество, срок хранения. На следующем этапе полезно привлекать ребенка к обсуждению приобретения тех вещей, необходимость которых сомнительна. Такое включение поможет создать у него собственные представления о целесообразности покупок, о соотношении цены и качества.

Параллельно с обсуждением полезно выдавать ребенку некоторые суммы на расходы, определив часть, которую он может потратить на то, что хочет, и другую часть – на нужды семьи (хлеб, батарейка, лампочка, клей). Чем старше ребенок и выше его способность разумно тратить полученные деньги, тем больше могут быть выдаваемые суммы. Но плохо продуманные расходы не должны «караться» снижением дотаций – их обязательно нужно обсуждать: зачем была куплена та или иная вещь; действительно ли покупка была столь необходима; почему потом не хватило на что-то нужное; как теперь перераспределить средства. Таким образом, ребенок сможет сформировать собственные внутренние ограничители.

Научить ценить материальные ценности и труд

Дети в детском доме не имеют своих вещей, поэтому не могут научиться их ценить. Вещь, сданная в стирку, не всегда возвращается обратно тому ребенку, который ее носил. Да и сама стирка, как и все остальные бытовые работы, остается для них вне поля зрения.

Приемные дети могут специально портить и «терять» свои вещи, чтобы получить новые. Ребенок будто уверен, что всё «берется из магазина», а родители обязаны купить то, что он попросит. В этом случае (там, где это возможно) следует дать ему возможность самому исправить (починить, почистить и т. д.), доносить испорченную вещь или обойтись без потерянной.

Воспитанники детских домов не представляют себе всей цепочки производства многих продуктов и товаров, поэтому ценность большинства из них от ребенка ускользает. Приходится объяснять такие, казалось бы, очевидные вещи, как производство хлеба или появление света в лампочке.

Необходимо объяснять и ценность труда, которая от воспитанников детских домов вовсе ускользает. Научившись ценить человеческий труд, ребенок посмотрит на деньги иначе: как на эквивалент труда.

Открытость

Финансовые дела семьи не должны быть для ребенка тайной за семью печатями. Приемный ребенок – такой же член семьи, как и остальные. Если его отстраняют от обсуждения основных моментов в жизни семьи, он не будет чувствовать себя полностью принятым, не будет стремиться что-то сделать для дома и семьи. Зачем вникать в бытовые вопросы, если родители всё решают сами?

Оценка успеха

Распоряжаться бюджетом – такой же навык, как играть на музыкальном инструменте. Даже, пожалуй, сложнее. Любой навык требует времени на освоение и закрепление. В этом трудном процессе очень помогает положительная оценка, особенно от близких. Когда родители замечают хотя бы маленький успех ребенка, это становится для него мощным стимулом для дальнейшего развития.

Деньги и чувства – по разным карманам

И последнее. Деньги «любят» спокойное обращение, рассудительность и рациональность. Если у приемной семьи возникают трудности во взаимопонимании из-за нерачительных поступков ребенка и назревает конфликт, лучше собрать всю волю в кулак и подождать. Денежные вопросы на эмоциях не решаются. Пусть ребенок, не посоветовавшись, купил слишком дорогую игрушку – это его решение и его средства. Дело родителей – лишь помочь ребенку осмыслить ошибку и самому справиться с ее последствиями.

Елена Турлина

Еще по теме

Комментарии:
Социальные сети
Вопрос специалисту
Фильтр
Возраст:
Темы: