Вопрос специалисту

Сказкотерапевтический подход в работе с замещающими семьями

Сказкотерапевтический подход в работе с замещающими семьями

Сказка или история – это хороший способ понять другого человека и обсудить то, о чем в реальной жизни не всегда бывает легко говорить напрямую. В нашем случае это темы приемного родительства: история принятия ребенка в семью; потеря его близких и иное горе; поиски кровных родственников; разлука с ними и желание воссоединиться. И обратившись к сказке, мы находим великое множество историй, посвященных именно этому вопросу: поиском ребенком-сиротой себя, принятием своего прошлого и проживанием своего горя. Такой подход очень помогает, когда мы сталкиваемся со сложными событиями, чувствами и переживаниями. Именно поэтому в работе с замещающими семьями он очень востребован.

Сказочные персонажи

Если мы обратимся к сказочным и книжным персонажам, то с удивлением обнаружим, что там огромное количество детей-сирот! Да-да, Гарри Поттер, Дюймовочка, Том Сойер, Пеппи Длинныйчулок... Проще вспомнить тех персонажей, у которых есть родители. А это значит, что в культуре сохранилось огромное количество информации о том, что дети-сироты существуют, о том, какие они, с чем сталкиваются в этом мире, что ждут от приемных родителей. И если мы внимательно посмотрим на этих персонажей, то увидим, что в литературе описаны и все наши сложные дети: ребенок со странностями поведения (Гарри Поттер); ребенок-подросток, не готовый к жизни в приемной семье и совершающий побеги (Гекльберри Финн); девочка-сорванец (Пеппи Длинныйчулок) и многие-многие другие.

Узнавая героя ближе, мы понимаем, чем он руководствуется и что для него важно. Это может походить на то, с чем мы сталкиваемся в реальной истории с реальным ребенком. Что с этой информацией можно делать? Например, обсуждать. Читать книгу или смотреть кино и говорить о том, что важно для героя, и о том, что вы понимаете его. Задавать ребенку вопросы и слушать его ответы, делиться своим видением персонажа, чья история, может быть, чем-то похожа на историю самого ребенка.

Например, история львенка Симбы из известного диснеевского мультфильма «Король-лев» – это история малыша, на глазах которого был убит отец, и ребенок взял вину за эту смерть. Симбе повезло: он встретил приемных родителей (Тимона и Пумбу), которые наполнили его жизнь радостью и весельем, предложив забыть былое и просто наслаждаться жизнью. Но его все равно влекло назад, в прошлое. Так и работает психика ребенка, пережившего горе: сколько бы новых и позитивных впечатлений он ни получал, гармония и спокойствие приходит, только когда он принимает свое прошлое, каким бы сложным оно ни было.

В мультфильме Симба смог стать сильным и готовым к новой жизни, поговорив с призраком своего отца (представить умершего или написать ему письмо – одна из психологических техник, используемых в работе с горем). Именно этот разговор дал маленькому львенку силы вернуться и победить. Так же как и в реальной жизни: ребенок, приняв свою историю, становится сильнее, и перед ним отрываются новые возможности. И примеров таких историй огромное количество и в сказках, и в кино, и в мультфильмах.

Как это работает

Если в истории ребенка есть смерть и потеря, разлука с теми, кого он любит (а как его поддержать и как говорить с ним об этом, не очень понятно), можно просто вместе читать книгу или смотреть кино. Дети очень отзываются на истории выдуманных персонажей: замирают перед экраном, просят перечитать еще раз, задают вопросы о происходящем – не о себе, конечно же, а о том, кто является героем в книге или на экране.

Бывает и другая реакция: дети, наоборот, уходят, просят перестать читать, закрывают глаза. И здесь мы можем вновь говорить о персонажах и событиях; о том, что напугало или понравилось; спрашивать ребенка, с чем он согласен, а с чем – нет; какое бы он хотел завершение истории; считает ли он происходящее справедливым… И если ребенок готов к обсуждению – можем говорить о том, похож ли сюжет фильма или книги на что-то из того, что происходило с ним. Задавая эти вопросы, мы показываем свою заинтересованность и готовность выслушать ребенка и поделиться своим опытом. Очень важно донести до него мысль, что он – не единственный, с кем когда-то случилось плохое, и что есть опыт преодоления этих трудностей.

Сказкотерапия – это не только сочинение собственных сказок, но и анализ уже существующих. Фильм или книга, которые нравятся, вполне могут стать материалом для обсуждения: что именно нравится; почему привлекает; какие качества героев хотелось бы перенять; как можно изменить сюжет и т. д. Отвечая на эти вопросы, человек открывает новые возможности, и они не для сказочных героев – они для самого себя.

Наша психика так устроена, что персонажи волшебные (принцессы, драконы и другие), а вот чувства и переживания у них самые настоящие – те самые, которые пришли из реальной истории ребенка. Говоря о персонажах и о том, что с ними происходит, мы помогаем ребенку прожить и пережить всё то сложное и страшное, что было в его прошлом: понять, что произошло, принять это и найти выход. Когда это получается в сказочной истории, этот опыт переносится в настоящую жизнь.

Действует ли это только на детей? Нет, и на взрослых тоже. Если взрослый открыт к придумыванию персонажей и волшебных историй, он также может вместе с терапевтом пройти путь своих вымышленных героев, наделенных его реальными переживаниями и тем самым исцелить свою настоящую, реальную жизнь.

Соприкоснуться с этим методом и почувствовать, как он работает, можно следующим образом. Нужно вспомнить своих любимых детских персонажей (возможно, они являются ими и сейчас) и подумать над тем, чем они нравились. Затем поискать аналогии с собой и своей уже взрослой историей. Вспомнить, кто был их врагами (а в сказках всегда есть противоборствующие стороны) и что или кто помог их победить. Найденные ответы, возможно, помогут разобраться в реальной жизни того, кто вырос, но когда-то был ребенком, и мечтал быть похожим на своего любимого придуманного героя.

Джессика Франтова

Комментарии:
CAPTCHA