Вопрос специалисту
Ваше имя
Ваш e-mail
Возраст Вашего ребенка
Вы соглашаетесь с тем, что он может быть размещен на сайте (без указания ваших контактных данных). Редакция сайта оставляет за собой право не размещать ответы на все вопросы.
Вопрос
Отправить
Фильтр
Возраст:
Темы:
Отфильтровать

Документы для усыновителей

В этом разделе вы увидите самые актуальные нормативные документы по вопросам семейного устройства детей-сирот

Службы психологической помощи

Дети Альметьевска ежедневно звонят на Общероссийский телефон доверия

Дети Альметьевска.jpg

telefon_doveriya.jpgС 1 сентября 2010 года в России начал работать Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122. Для альметьевцев этот номер стал доступен с 1 июля 2011 года. Все желающие могут обратиться к специалистам службы и получить не только психологическую поддержку, но и юридическую помощь.

О том, как работает детский телефон доверия в Альметьевске, с какими вопросами обращаются к специалистам дети, и многом другом наш разговор с руководителем психолого-педагогического центра помощи детям и молодежи «Нур» Ольгой Ананьевой и заведующей Центром экстренной психологической помощи по телефону для детей и молодежи «Телефон доверия» Юлией Латиповой.

– Ольга Евгеньевна, верно ли я поняла, что одна из главных целей создания детского телефона доверия – это противодействие жестокому обращению с детьми?

– Совершенно верно, этот телефон был создан для профилактических целей. Когда актуализировался вопрос о ювенальной юстиции и участились случаи жестокого обращения с детьми (физического, сексуального, эмоционального, морального насилия), Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (г. Москва) было вынесено решение о создании доступной всероссийской телефонной линии для детей и подростков, которые могли бы в любой момент из любой точки России обратиться к специалистам и получить не только психологическую поддержку, но и юридическую помощь.

– Насколько трудно разговорить ребенка, вызвать на откровенную беседу? Ведь то, что ребенок позвонил вам, еще не значит, что он все расскажет.

Юлия Латипова:
– Следует сказать, что дети изначально звонят просто для того, чтобы проверить, существует ли служба психологической помощи по телефону. Бывает, что подростки испытывают недоверие к взрослым и осторожно ачинают разговор.

Ольга Ананьева:
– Очень часто на телефон доверия поступают звонки-розыгрыши, и тут самое главное разглядеть в «несерьезности» звонка истинный запрос ребенка на общение со взрослым. Зачастую звонки-розыгрыши затрагивают проблемы детско-родительских взаимоотношений, тему сексуального взросления, любви. И если консультант не раздражается, задает наводящие вопросы, переходит от частного к общему, то диалог состоится.

Кроме того, исследуя пространство доверия, подростки зачастую пытаются обескуражить, ошеломить консультанта уже самой формулировкой запроса. Один из вариантов: «Я хочу заняться сексом. Что мне делать?» Отреагировав на прямолинейность профессионально, консультант, к примеру, может выйти на тему взаимоотношений мужчины и женщины в целом, таким образом поддерживая тему запроса, с одной стороны, и не поддаваясь провокации быть поставленным в неловкое положение, с другой.

– Звонок на телефон доверия анонимный и бесплатный. Но мне, например, как журналисту, важно знать, как зовут человека на том конце провода, да и ему приятно, думаю, слышать свое имя, а не просто обращение «девушка». Спрашиваете ли вы имя ребенка?

– Мы оставляем за каждым человеком, обращающимся в службу доверия, право быть неузнанным. Но, как правило, если звонок не является розыгрышем и длится более пяти минут, ребенок сам охотно называет свое имя, демонстрируя тем самым доверие и расположение к консультанту. В свою очередь каждый консультант начинает именной диалог с представления своего имени. Все мы знаем о том, что когда к человеку обращаешься по имени, во-первых, разговор становится адресным, во-вторых, это приятно, поскольку подчеркивает значимость человека для нас.

– А сколько специалистов консультируют по телефону доверия?

– На телефоне доверия работают четыре специалиста. Все они имеют профильное образование, прошли специализированные курсы и регулярно делятся опытом на специализированных семинарах с коллегами. Одна из наших коллег была удостоена третьего места во втором Всероссийском конкурсе профессионального мастерства сотрудников служб детских телефонов доверия «Слышать ребенка» в номинации «Лучший консультант службы детского телефона доверия». Профессионализм нашей работы был отмечен благодарственными письмами уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан Гузель Удачиной.

– Журналисты любят экшен, можно привести в качестве примера случай, когда ребенок прислушался к вашим рекомендациям и проблему удалось решить?

Юлия Латипова:
– Чтобы не раскрывать частный случай, мы можем рассказать, что подростки нередко звонят в трудной ситуации и говорят о том, что не знают, что делать, как поступить. С согласия абонента мы располагаем полномочиями обратиться в иные службы помощи, защищающие и представляющие интересы несовершеннолетних граждан.

– Часто ли звонят дети?

– В среднем в день на общероссийский телефон доверия от детей поступает четыре звонка. Наряду с этим ежедневно принимаются обращения, поступающие на муниципальную линию. Нужно сказать о том, что длительность звонков может значительно отличаться: некоторые звонки длятся не более пяти минут, а бывает, что разговор превышает часовое общение. Пользуясь случаем, хочется обратиться к родителям с призывом о том, чтобы они были более внимательны к своим детям. Часты ситуации, в которых мы понимаем, что родители не знают о существовании трудностей в жизни своего ребенка.

– Ольга Евгеньевна, почему же так получается, что самым близким человеком в сложной ситуации становится не мама или папа, а совершенно чужой человек?

– Опираясь на опыт консультационной деятельности, замечу, что дети часто в разговоре бросают фразу: «Сейчас я скажу вам то, о чем не говорю своим родителям» и на вопрос консультанта, почему самые близкие люди не посвящены в события и тайны жизни, можно услышать ответы: «Я боюсь шокировать родителей своими откровениями», «Родители не поймут», «Родители будут запрещать, а я все равно сделаю им наперекор и в итоге мы станем еще дальше друг от друга», «Родителям не до меня, у них свои трудности».

Родители сконцентрированы в основном на одной сфере жизнедеятельности ребенка – на учебе. «Ты сделал уроки?» – этот вопрос обращен к ребенку любого возраста, и чем старше он, тем чаще этот вопрос звучит. И подросток делает вывод, что родителей больше ничего в его жизни не интересует, кроме того, чтобы он учился и успешно сдал ЕГЭ. Любые попытки подростка заговорить с родителями о своих интересах, увлечениях, любовных переживаниях, друзьях зачастую игнорируются.

Юлия Латипова:
– Порой случается, что ребенок окончил школу, сдал ЕГЭ, поступил в институт, но звонит в службу доверия и признается, что он выбрал профессию не по собственному желанию, а по требованию и волеизъявлению родителей и теперь он окончательно понимает, что эта профессия ему чужда и он не хочет продолжать обучение.

Ольга Ананьева:
– Хочу обратить внимание родителей на то, что нужно уметь передавать своему ребенку ответственность, как за успеваемость в учебе, так и за выбор профессии, и тогда после окончания высшего учебного заведения вы увидите перед собой не потерявшегося и безынициативного, психологически незрелого человека, а активного и уверенного в собственных силах полноценного гражданина.

– Введение единого телефона доверия имеет принципиальное значение: это признание значимости психологического благополучия ребенка, отметил эксперт по защите прав ребенка Евгений Цымбал. Насколько психологически благополучны наши дети?

Ольга Ананьева:
– Бесспорно, создание службы телефона доверия – это действительно забота о психологическом здоровье ребенка, возможность оказать оперативную помощь в решении сложной жизненной ситуации. Но мы должны помнить о том, что основную ответственность по формированию психологического здоровья ребенка несет семья. Если семейная система психологически неустойчива, то ребенку трудно развиваться гармонично, какие бы внешние ресурсы он не использовал. Замечу, что сейчас родители более охотно идут на встречу с психологом, не чураются разговора, открыты к диалогу. Если родители начинают оздоравливаться психологически, то и ребенку автоматически становится легче. Служба доверия выступает лишь подспорьем к взращиванию психологически здоровой личности, но не является фундаментом.

Юлия Латипова:
– Усталость, нерешенные проблемы супружества, материально-финансовые тяготы бытовой жизни способствуют тому, что взрослые пытаются загнать в рамки и детей. По неофициальной статистике, почти в половине случаев суицида палку перегнули сами родители. Потому мы призываем родителей где-то отпустить вожжи, а где-то быть внимательнее к жизни своих детей.

Ольга Ананьева:
– Служба «Детского телефона доверия» выступает активным участником в профилактике суицидальных явлений в детско-подростковой среде. Родители полагают, что ребенок не способен оценивать степень сложности ситуации, отвечать за последствия собственных поступков, но суициды девятилетних детей показывают, что ребенок уже в этом возрасте берет на себя ответственность за собственную смерть.

– Ольга Евгеньевна, как же найти золотую середину в общении с ребенком?

– Вопрос неоднозначный… Как определить границы свободы своего ребенка? Я заметила, что многие родители запрещают своим детям мечтать, стараются сделать их материалистами, приземлить – это ли не есть начало ограничений! И дело здесь даже не в физической свободе – «я отпускаю тебя до полуночи гулять», а в творческой, внутренней свободе, свободе мысли. Складывается ощущение, что родители сами словно и не были детьми или же успешно забыли о своем детстве.

Возвращаясь к психологическому здоровью ребенка, замечу, что родителям еще раз нужно четко определить для себя, что же является основной составляющей психологического благополучия, что поможет ребенку быть психологически устойчивым.

Завершая наш диалог, хочу еще раз сказать о том, что если родитель не в состоянии разрешить конфликт между собой и ребенком самостоятельно, то у него всегда существует возможность обратиться за квалифицированной помощью к специалистам службы «Детского телефона доверия» – 8-800-2000-122 или получить консультацию, обратившись по номеру муниципальной психологической службы – 32-89-60. В какой бы ситуации вы не оказались, насколько бы сложной она не представлялась вам, помощь рядом, она даже ближе, чем вам может показаться – она на расстоянии звонка!

Источник: http://zt16.ru/

Комментарии
отправить