Вопрос специалисту
Психологическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие

Психологическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие

Служба психологической помощи помогает решить широкий спектр проблем и найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Вы можете получить консультацию специалиста-психолога, который ответит вам на все волнующие вопросы.

Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:

  • 1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;
  • 2-й этап – составление плана психологической беседы;
  • 3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;
  • 4-й этап – проведение первичной беседы;
  • 5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания ему необходимой психологической поддержки.

1-й этап: сбор информации

Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с различными источниками, которые дают информацию:

  • о подтверждении факта насилия;
  • о характере совершенного насилия;
  • об обстоятельствах, в которых произошло насилие;
  • о личности подозреваемого;
  • о непосредственной реакции ребенка на случившееся.

2-й этап: составление плана психологической беседы

Составление плана психологической беседы производится специалистом в зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении плана обязательно учитываются:

  • наиболее важные вопросы, требующие уточнения;
  • уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;
  • готовность ребенка к признанию.

По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:

  • готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким людям;
  • готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию о насилии;
  • психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт без их участия;
  • дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь подозревается.

3-й этап: выбор условий и места для проведения встреч с ребенком

К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:

  • оно должно отвечать удобствам ребенка;
  • в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;
  • не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта насилия).

При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка, особенно, если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность первичной беседы не должна превышать 30 минут.

Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх наедине с посторонними людьми).

4-й этап: проведение первичной беседы

Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:

  • 1-я стадия – установление контакта специалиста с ребенком;
  • 2-я стадия – оценка развития ребенка;
  • 3-я стадия – получение информации;
  • 4-я стадия – завершение беседы;
  • 5-я стадия – анализ полученных сведений.

Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия для возможности дальнейшего общения.

Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.

Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.

Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося разговора.

Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные факты.

5-й этап: проведение последующих встреч с ребенком

Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической помощи включает в себя 6-8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.

Цели 1-го и 2-го занятий:

  1. Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с ним.
  2. Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с пережитым насилием.
  3. Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его самооценку.

Цели 3-го и 4-го занятий:

  1. Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.
  2. Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.
  3. Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.

Цели 5-го и 6-го занятия:

  1. Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях.
  2. Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.
  3. Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие по отношению к детям.

Цели 7-го и 8-го занятий:

  1. Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о пережитом насилии и вызывать чувство страха.
  2. Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.
  3. Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.
  4. Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.
  5. Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.

Методы, используемые во время занятий:

  1. Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а специалисту – поддержать его и похвалить.
  2. Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах, увлечениях и личных качествах.
  3. Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью насильника.
  4. Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины, какие негативные чувства его терзают.
  5. Обсуждение с ребенком результатов тестирования.
  6. Подбор и применение необходимых методик для избавление ребенка от негативных мыслей, чувств и преследующих его страхов.