Вопрос специалисту

Методика Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся

Теги: методы воспитания

03.10.2018 10:00

Методика Г. Дэвиса для определения творческих способностей учащихся

Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся 13-17 лет. Основным методом является тестирование, которое проводит педагог-психолог вместе с учителем один раз в семестр. В опроснике содержится 21 вопрос, с помощью которых диагностируют креативность как личностное свойство. К личностным признакам креативности относятся: любопытство, самодостаточность, чувство гармонии и красоты, альтруизм, стремление к риску, принятие беспорядка, потребность в активности и ряд других.

Целью данной методики является не только исследование развития одаренности учащихся, но и оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий. Тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения.

Тестирование проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проходит в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».

  1. Я думаю, что я аккуратен (-тна).

  2. Я любил (-а) знать, что делается в других классах школы.

  3. Я любил (-а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.

  4. Я люблю быть лучшим (-ей) в чем-либо.

  5. Если я имел (-а) сладости, то стремился (-ась) их все сохранить у себя.

  6. Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая и не может быть мною сделана наилучшим образом.

  7. Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.

  8. В детстве я не был (-а) особенно популярен (-на) среди сверстников.

  9. Иногда я поступаю по-детски.

  10. Когда я что-либо хочу сделать, то ничего не может меня остановить.

  11. Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один (-на).

  12. Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.

  13. Если даже я уверен (-на), что прав (-а), стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.

  14. Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.

  15. Я часто скучаю.

  16. Я буду значимым и известным, когда вырасту.

  17. Я люблю смотреть на красивые вещи.

  18. Я предпочитаю уже знакомые игры новым.

  19. Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.

  20. Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.

  21. Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.

Ключ

Креативность (способность к творчеству) в случае ответов «+» по вопросам 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов «-» по вопросам 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.

Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.

+

-

2 — беспокойство о других
4 — желание выделиться
6 — недовольство собой
7 — полный любопытства
8 — непопулярен
9 — регресс на детство
10 — отбрасывание давления
12 — самодостаточность
16 — чувство предназначенности
17 — чувство красоты
19 — спекулятивность

1 — принятие беспорядка
3 — рискованность
5 — альтруизм
11 — любовь к одиночной работе
13 — независимость
14 — деловые ошибки
15 — никогда не скучает
18 — активность
20 — стремление к риску
21 — потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна 15 или больше, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог дол¬жен помнить, что это еще нереализованные возможности. Главная проблема — помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера (повышенное самолюбие, эмоцио¬нальная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.) таких людей мешают им в этом. Нужны такт, общение на равных, постоянное отслеживание их творческих продуктов, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Следует избегать острой и частой критики, чаще давать свободу при выборе темы и организовывать режим творческой работы.