Вопрос специалисту

Методика Кюизенера или цветные палочки как средство развития логического мышления дошкольников и младших школьников

Теги: методы воспитания

17.05.2017 10:23

Методика Кюизенера или цветные палочки как средство развития логического мышления дошкольников и младших школьников

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Возрастная категория детей - от 1 до 7 лет.

В чем заключается методика Кюизенера?

С помощью счетных палочек Кюизенера дети во всем мире с удовольствием развивают мелкую моторику, тренируют память, познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет. Комплект состоит из палочек разного размера и цвета, благодаря которым дети быстро запоминают состав чисел и познают основу математических действий. Классический набор Кюизенера состоит из 241 счетной палочки, сортирующейся строго по схеме:

Классический набор Кюизенера состоит из 241 счетной палочки, сортирующейся строго по схеме

Деревянные или пластиковые палочки Кюизенера имеют длину от 1 до 10 см. Палочки одной длины окрашены в одинаковый цвет. Каждая палочка отображает определенное число в см, объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Каждое «семейство» отображает кратность чисел, например, в «красное семейство» входят числа, которые делятся на 2, в «зеленое семейство» входят числа, которые делятся на 3, и т.д.

Существуют упрощенный наборы палочек для работы с дошкольниками, которые включают 144 и 119 счетных палочек.

Задачи методики:

  1. познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

  2. познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

  3. познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

  4. осваивать прямой и обратный счет.

  5. познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

  6. помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

  7. научить делить целое на части и измерять объекты.

  8. развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию

  9. развивать логическое мышление, внимание, память.

Как работать с палочками

Набор палочек даёт возможность развивать различные навыки. Хотя палочки Кюизенера изначально были предназначены для обучения детей математике в игровой форме, описание методики допускает применение их при проведении других развивающих занятий.

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

  1. Задания на ознакомление с палочками.

    • найди и покажи такую же палочку, как у меня;

    • найди самую длину или короткую палочку;

    • укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

  2. Задания на изучение цвета.

    • построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;

    • выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;

    • положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

  3. Задания на измерение.

    • попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

    • из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;

    • с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

    • с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;

    • постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

  4. Задания на построение.

    • попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

      построить предмет, используя шаблон

  5. Задания на состав числа.

    • попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

      большую палочку равную сумме двух маленьких

  6. Логические задания с палочками.

    • расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки», через практическую, исследовательскую деятельность формировать понятие числовой последовательности; способствует развитию детского творчества, воображения, восприятия, познавательной активности, мелкой моторики, мышления, внимания, пространственного ориентирования, конструктивной деятельности и конечно, вызывает интерес.

Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.