Вопрос специалисту

Методики раннего развития: система Бориса и Елены Никитиных

30.09.2015 11:33

Методики раннего развития: система Бориса и Елены Никитиных

Борис и Елена Никитины известны как авторы инновационной для своего времени методики развития ребенка, сочетающей в себе игры и занятия на физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Родители семерых детей, Борис Павлович и Елена Николаевна провели много времени, наблюдая за естественными потребностями малышей, после чего разработали систему развивающих игр, не препятствующих свободному детскому творчеству.

Принципы методики Никитиных

Основная задача, которую ставят перед собой авторы методики – развивать самостоятельность ребенка. Развитие происходит посредством совместных занятий с родителем, который дает задание (в основном, в виде головоломок), всячески подогревая интерес ребенка и вступая с ним в диалог.

Никитины были в определенной степени новаторами своего времени: они указали на необходимость быть с ребенком «на равных» и давать ему большую степень свободы в игре.

Многие их принципы современным педагогам кажутся устаревшими, поскольку уже вошли в нашу жизнь, и используются на протяжении долгого времени.

Супруги уделяли огромное внимание физическому развитию детей и, в частности, прославились системой закаливания. Спорт «по-никитински» должен органически вписываться в ежедневную рутину, однако детей нельзя заставлять делать те или иные упражнения.

Итак, каких основных принципов следует придерживаться родителям согласно методике Никитиных?

  1. Создать в квартире спортивную обстановку: детей следует одевать в легкую одежду, а также сделать использование разнообразного спортивного инвентаря частью повседневной жизни.

  2. Давать ребенку свободу в выражении своих желаний: хочет ли он заниматься спортом или играть – это всегда его личный выбор. Не нужно придумывать специальные занятия, уроки или тренировки.

  3. Ходить босиком дома и по снегу для закаливания – это, пожалуй, «визитная карточка» методики Никитиных. Рекомендуемая температура для дома: 20 градусов Цельсия.

  4. Участвовать родителям, выражать свое неравнодушное отношение к тому, чем занят ребенок. А также активно участвовать в играх.

  5. Рано знакомить ребенка с буквами и цифрами (с двух-трех лет).

  6. Позволять играть детям со взрослыми предметами: мебель, кухонная утварь и прочее.

  7. Не подсказывать ребенку решение задач-головоломок. Если малыш не может решить задачку, то нужно спуститься на уровень ниже.

  8. Давать ребенку несколько попыток для решения задачи.

  9. В развитии ребенка обязательно должны участвовать игровые материалы – кубики, кирпичики, различные детали. Это позволяет ему получить осязаемый результат своей работы.

  10. Не ограничиваться тем набором игр, которые представлены в методике: она позволяет составлять бесчисленное количество новых игр, интересных и взрослым, и детям.

Как проводить занятия по методике Никитиных: примеры игр

Как проводить занятия по методике Никитиных: примеры игр

Занятия по методике Никитиных лучше всего развивают в детях образное и логическое мышление. Ребенку предлагается решать головоломки, достраивая определенные образы с помощью кубиков Никитина, а также других игровых материалов.

Ребенку ставится задача в виде схем и рисунков, моделей или записей. Пример простой игры для начала – «Сложи узор», она рекомендуется детям уже о полутора лет.

Что понадобится?

  1. 16 деревянных кубиков с ребром размером 3 сантиметра, где каждая грань раскрашена в один или несколько цветов;
  2. Деревянная или картонная коробка.

Ход игры:

С самыми маленькими игрунами можно просто рассматривать и комментировать кубики: «Посмотри, какие разноцветные у нас кубики! Один, второй, третий. Вот у этого одна сторона – синяя, а другая – красная! Если я положу их вместе, у меня получится красивая дорожка. Давай спросим, кому из игрушек понравится ходить по такой цветной дорожке?».

Бывает, что малыши отвлекаются от игры – в этом случае ее нужно закончить и постараться заинтересовать чем-то другим.

Кубики Никитиных развивают, в основном пространственное воображение детей, их внимание, память и умение комбинировать.

Еще одна игра с кубиками называется «Уникуб»

Что понадобится?

  1. 27 деревянных кубиков, грани которых выкрашены в три разных цвета таким образом, чтобы сочетание граней было редким

Ход игры:

«Уникуб» – это набор из 60 заданий. Из кубиков нужно составить разнообразные сочетания по предлагаемым схемам. И если какие-то задания может сделать малыш от полутора до трех лет, то составить более сложные комбинации может далеко не всякий взрослый.

Игра развивает у детей пространственное мышление. Эти навыки помогают будущим школьникам делать успехи в таких предметах, как черчение и геометрия.

Учебно-игровые материалы

Основным преимуществом методики Никитиных является доступность материалов. При желании разноцветные кубики и другие игровые «инструменты» можно изготовить даже самостоятельно.

Возраст детей и срок обучения

Одним из плюсов методики, несомненно, является ее «адаптируемость» для разных возрастов и уровней развития детей: она подходит даже очень талантливым и одаренным ребятам. Никитины представили несколько уровней для каждой игры: простые решит и маленький ребенок, а вот более сложные заставят задуматься многих взрослых. Начинать заниматься с ребенком можно уже с полутора лет.

Недостатки методики

Несмотря на то, что авторы методики известны логическими играми с кубиками, они были большими поклонниками физического развития детей, и в дополнение к своей методике разработали универсальную систему закаливания. Именно эта система и явилась причиной критики специалистов самой методики развития. Современные педагоги и детские психологи рекомендуют с особой осторожностью подходить к постулатам Никитиных по поводу закаливания, чтобы избежать проблем со здоровьем ребенка. Если вы собираетесь начать занятия, то лучше сначала проконсультироваться с лечащим врачом.

Комментирует Ирина Григорьева, психотерапевт, эксперт сайта «Я – Родитель»:

«На мой взгляд, методика Никитиных очень удачно подходит для работы по развитию внимания и мышления ребенка. Это сама по себе полезная методика, плюс которой еще и в доступности материалов. Однако, если рассматривать подход Никитиных более подробно, то авторы имеют ввиду целую систему. И вот в этом случае нужно быть аккуратнее, потому что универсальных подходов нет, а слепое следование какому-то одному подходу до добра не доводит, здесь нужно быть уверенным, что он подходит именно вашему ребенку.

Из минусов методики можно отметить то, что интенсивное закаливание ребенка с самого раннего детства не всегда идет ему на пользу. Оно может сыграть в другую сторону, поэтому важно не переусердствовать и тонко чувствовать грань. Никитины были сторонниками того, чтобы как можно меньше связываться с врачами или даже вообще не связываться. Но если ребенок заболел, то лучше не применять самолечение и обратиться к помощи профессионалов.

Также Никитины придерживались той точки зрения, что развитие надо начинать как можно раньше. На мой взгляд, развитие должно быть постепенным: не стоит из своего ребенка стремиться сделать вундеркинда. Если вы будете прилагать все усилия, чтобы малыш прыгал из первого класса в третий или пришел в школу сразу во второй, вы нарушите основные этапы социализации ребенка. А детям необходимо детство.

Именно поэтому с подходом Никитиных нужно быть осторожными и применять его «фрагментарно», в качестве развивающих методик и игр».