Воспитание сказкой

Теги: методы воспитания

19.06.2017 10:00

Воспитание сказкой

Почему именно сказки? По словам создателей методики, «этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом, чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество».

Для своей методики Мария Скребцова и Александра Лопатина собрали сказки со всего мира, в основной своей массе неизвестные родителям, дополнив их произведениями собственного сочинения.

Об авторах методики

Мария Скребцова родилась в 1968 году и закончила институт иностранных языков им. Мориса Тереза по специальности – французский язык. Детская писательница, педагог и переводчик, Мария также художница — представитель абстрактного направления в живописи, бард, поэт, композитор и исполнитель своих песен.

Александра Лопатина родилась в 1951 году и является опытным преподавателем мировой художественной культуры и истории религий. Детская писательница. Сказочница Алеся (Александра Лопатина) — также ведущая проекта по «Сказкотерапии» в рамках Благотворительного фонда Ольги Будиной.

Авторы методики «добрых сказок» составили около 40 книг, и они были переведены на несколько языков. К тому же, методика Скребцовой-Лопатиной практикуется в нескольких странах мира.

Суть методики

Методика «Добрых сказок» предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Как средства обучения и развития авторы используют народные (русские и зарубежные) и авторские сказки, стихи, рассказы, притчи.

Основным моментом методики является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

Авторы после каждой сказки, притчи, рассказа, стихотворения ставят ряд вопросов и творческих заданий к прочитанному, не заставляя работать по шаблонам, а призывая к внутреннему миру ребенка. Главной задачей авторов является вызвать чувства у маленьких учеников и сформировать собственное мнение под влиянием художественных произведений.

Кроме того, в процессе работы выстраиваются доверительные отношения между ребенком и родителем, или же воспитателем и учеником, что помогает ребенку не только развиваться духовно, но и вызывает интерес к знаниям в целом.

Добрые сказки универсальны. Во-первых, они объединены в тематические циклы:

  • этика, человековедение;
  • математика, чтение, письмо;
  • естествознание (ботаника, зоология);
  • культура (рисование, музыка, мировая культура);
  • здоровье (правильное питание, спорт и т.д.);
  • труд (профессии).

Во-вторых, сказки рассчитаны на разный возраст юных читателей: от представителей ясельной группы до школьников.

Например, для дошкольников предлагаются «Сказки для самых маленьких», для школьников подробно раскрывается тема правильного и здорового питания в детском возрасте. Помимо описания овощей и фруктов, в сборниках школьники могут найти и рецепты блюд, которые они могут приготовить самостоятельно.

В-третьих, каждая история — это полноценное занятие, включающее в себя прочтение сказки и беседу по ней.

Схема занятий по методике ДОБРЫЕ СКАЗКИ

Занятия по методике могут проходить как в индивидуальном порядке, где взаимодействуют ребенок и родитель, так и в группах, где дети взаимодействуют с воспитателями и педагогами.

После прочтения сказки взрослый проводит с детьми беседу. Дети отвечают на вопросы, прав ли был герой в той или иной ситуации, проводят анализ сюжета (что было правильно, а что нет). Для закрепления материала детям предлагается выполнить ряд упражнений:

  • сделать костюмы вместе с родителями дома для инсценировки сказки,
  • создать поделку или нарисовать персонажей сказки,
  • придумать свою сказку на заданную тему.

В качестве примера рассмотрим занятие по сказке «Сердце мамы», автор — М. Скребцова.

Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.» С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

Вопросы и задания к сказке:

  • Расскажите, как будут жить три дружных сестрицы без мамы. В чем и как поможет им материнское сердце?

  • Представьте, что все деревья — это большая семья. Расскажите, кто в этой семье родители, кто бабушка и дедушка, кто дети.

  • Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?

  • Подумайте и расскажите, чем вы можете помочь маме, если у нее неприятности на работе, плохое самочувствие и т.д.

  • Представьте, что на одну неделю вашей маме пришлось уехать, и вам необходимо в течение недели выполнять все мамины дела. Перечислите эти дела и подумайте, когда и как вы их будете выполнять.

Письменная работа

Напишите о какой-либо ситуации из своей жизни, когда вам помогла дружба с мамой.

Творческое задание

На доске педагог рисует большое сердце. Это материнское сердце. Дети должны перечислить сокровища, которые хранятся в материнском сердце. Например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие. Педагог вписывает все названные детьми сокровища в рисунок на доске.

Затем дети делятся на группы. Каждая группа выбирает себе одно какое-либо сокровище и сочиняет сказку о маме, которая подарила своим детям это сокровище.

Игра «Волшебные мамины глаза»

Попросите детей перечислить, какими бывают глаза у мамы, когда она смотрит на своих детей. (Добрыми, светлыми, нежными) Все перечисленное детьми педагог записывает на доске. Предложите детям посмотреть друг на друга глазами мамы и описать все, что они друг в друге увидели.

Рисунок

Включите музыку, попросите детей закрыть глаза и представить букет любви, который они хотели бы подарить своей маме. Затем дети рассказывают, из каких цветов состоит их букет любви, и рисуют его. Предложите детям подарить эти рисунки своим мамам.

Задание на дом

Понаблюдайте за мамой и запишите все, что ее руки делают за один день (за несколько дней, за неделю).

Недостатки методики

Несмотря на всю «сказочность» этой методики, эксперты нашли в ней недостатки: нет охвата всех направлений обучения (географии, истории, химии); недостаток заданий на развитие логики, аналитических способностей и сообразительности; непросто дается детям, у которых более аналитический склад ума (ведущее – левое полушарие).

По материалам открытых источников

Комментарии:
Социальные сети