Уход подростков в виртуальный мир — серьёзная проблема современного общества, связанная с развитием информационных технологий и особенностями взаимодействия молодого поколения с интернетом. Виртуальный мир предоставляет ребятам множество возможностей для общения, обучения и развлечения, однако чрезмерное погружение в него часто негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье.
Одной из причин «залипания» подростков в интернете — недостаток общения в реальном мире. Современные школьники проводят меньше времени на улице, играя в подвижные игры, и больше общаются в Сети. Получается, что подростки не учатся строить отношения в реальной жизни и испытывают трудности в общении с окружающими. Кроме того, чрезмерное увлечение виртуальным миром приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшению здоровья из-за недостатка физической активности.
О проекте
Анализируя эти проблемы, организация АНО «Дом Трудолюбия Иоанна Кронштадтского» в сотрудничестве с авторитетными экспертами и практиками в сфере психологии, педагогики и медицины, разработала проект «Выбор». Этот проект вошел в число победителей конкурса грантов 2023 года, организованного Общероссийским общественно-государственным Движением детей и молодежи «Движение первых».
Проект представляет собой психолого-педагогическое сопровождение подростков от 10 до 17 лет, проводящих много времени за современными цифровыми устройствами, а также работу с их родителями. Он направлен на создание среды для укрепления внутрисемейных связей и формирование системы нравственных ориентиров, в которой подростки находят себя и смысл жизни. Участие в проекте бесплатное.
Программа
Программа проекта рассчитана на три месяца и включает в себя ряд групповых тренингов и индивидуальные занятия с психологом на базе коворкинга «Добрая Казань». Занятия проходят 2 раза в неделю по 1, 5 часа в группах по 10 человек (отдельно для подростков среднего и старшего возраста).
В программу входят регулярные встречи с экспертами в сфере педагогики, психологии и медицины. На протяжении всего курса подростки учатся слышать и понимать себя, определять свои сильные стороны, развивать коммуникативные навыки, управлять временем, становиться самостоятельными и ответственными, управлять своими целями и налаживать взаимоотношения с родителями.
Дети получают возможность за 26 тематических встреч раскрыть личностные ресурсы, которые выступят гарантом:
- их успешной самореализации в семье, учебе, творчестве;
- построения и поддержания уважительных, доверительных и ответственных отношений с родителями, педагогами, сверстниками;
- конструктивного общения с представителями разных поколений;
- эффективной самозащиты от современных деструктивных вызовов настоящего времени.
Достижение планируемого результата возможно только при прохождении ребенком всего курса встреч, который усилен индивидуальными консультациями, лечебно-оздоровительными мероприятиями и профилактическими беседами.
Обеспечить высокую эффективность участникам проекта поможет искреннее, заботливое и включенное отношение родителей, для которых предусмотрены практические семинары.
На этих занятиях в первую очередь определяют причины возникновения компьютерной зависимости. Родителей учат развивать навыки общения и критического мышления у подростков, создавать условия для активного отдыха и занятий спортом. Применять стратегию, при которой дети почувствуют, что они важны: общаться, разговаривать, интересно проводить время и, таким образом, возвращать им интерес к реальной жизни. Выстраивать отношения с ребёнком и только потом, уже на базе этих отношений, вытаскивать из компьютерной зависимости.
Результат
Результатом реализации проекта станет минимизация нахождения подростков в интернете, формирование позитивного отношения к себе как потенциально успешному человеку, осознанная реализация имеющихся способностей, актуализация познавательного интереса к окружающему миру, улучшение отношений с родителями.
По материалам открытых источников.
Фото с сайта ВК