Вопрос специалисту
Влияние физической травмы на психическое развитие детей

Влияние физической травмы на психическое развитие детей

Влияние физической травмы на психическое развитие детей


Внутренний мир ребёнка состоит из ярких, счастливых и дорогих для него картин.  К сожалению, однажды в радостное и безмятежное существование может вторгнуться травма.  Дорожная авария или теракт, тяжёлый ожог или собственная болезнь, смерть близкого человека или его болезнь... Страшная, жестокая и нелепая, всегда неожиданная, травма несёт с собой физические потери, которые на фоне пережитой угрозы для жизни часто сопровождаются травмой психологической.
Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.). Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случаях характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Всё это в конечном счёте приводит к регрессу в психическом развитии ребёнка. Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.
Физиология психологической травмы сводится к тому, что в обычной, нестрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, таким образом идёт постоянное "отслеживание" ситуации при её полном осознании и контроле. В стрессовой ситуации (к числу которых относится и приобретённая физическая травма), и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга. И тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые нижерасположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием ''fight or flight'' (борись или улетай). Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной. Болезненное состояние у ребёнка может возникнуть лишь тогда, когда его организм как бы «зацикливается» на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.
В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.
Мише 4 года. Его заболевание – рубцевой стеноз пищевода, возникло от того, что родители уделяли мало внимания ребёнку, и он выпил отравляющую организм жидкость… Естественно, в жизни ребёнка появились больницы, врачи, операции с множеством наркозов, что и повлияло на развитие разного рода страхов. Ребёнок боится ложиться спать, боится самого процесса засыпания. Он перестал доверять близким, не идет на тактильный контакт с родителями. Впоследствии всё это привело к тому, что в игровой деятельности ребёнка в большинстве случаев начала преобладать агрессия… В такой ситуации родителям не приходится ждать одномоментной помощи психолога, так как ребёнку необходимо привыкнуть к нему.
Для такого ребёнка именно психолог должен стать, своего рода, большим мудрым другом, к которому ребёнок, привыкая, может прикоснуться, обнять, с которым можно поиграть и доверить все свои секреты. Работа такого плана имеет длительный характер, но именно более раннее её начало способствует увеличению её продуктивности. Всё это вместе взятое, а также выше описанные особенности реагирования детей на дефект приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.
Юле 14 лет. До 12 лет Юля была обычным здоровым ребёнком: ходила в школу, общалась с друзьями. Перенесённая простуда повлияла на то, что у Юли возникло заболевание опорно-двигательного аппарата: ревматоидный артрит. Данная ситуация осложнялась тем, что девочка находится в подростковом возрасте, которому присущи свои переживания, наличие своего внутреннего мира и отношений ко всему происходящему. Так, Юля замкнулась в себе и ушла от контактов со сверстниками. Девочке была своевременно оказана помощь психолога, в результате чего, она начала адекватно воспринимать себя со своими особенностями заболевания.
Ребёнок может пережить психологический шок, даже если он был лишь очевидцем трагического события (физическая травма другого близкого человека), а не непосредственным его участником. При этом сила его эмоций настолько высока, что сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. У ребёнка исчезают как ощущение защищённости и целостности собственного тела, а также чувство уверенности в себе и в близких людях. К счастью, для большинства из детей, особенно для тех, которые не являлись прямыми участниками трагедии, последствия такого события могут ограничиться лишь естественной реакцией страха. Через некоторое время эти дети возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научаются от них отвлекаться. Особенно же остро переживается ребёнком приобретённый физический дефект. Восприятие ребёнком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления последствий физического дефекта и драматических ситуаций.
Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей. Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. Так, ребёнку значимые взрослые начинают приписывать особенности и черты характера, которыми он не обладал до приобретения физической травмы, и не обладает после её возникновения. При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.
Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а в случае травмы или болезни матери - стрессом вдвойне. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.
Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего ребёнка степень осознания произошедшего. Родителям важно знать: чем чаще психолог совместно с ребёнком возвращается к ситуации, вызвавшей физическую травму, тем легче избавиться ребёнку от часто возникающих страхов и последствий физической травмы. Если такая работа проводится одномоментно, или же в отдаленном периоде, её эффективность снижается. Это объясняется тем, что в какой-то мере ребёнок уже самостоятельно пережил ту или иную травмирующую ситуацию. Последствия такого рода переживаний приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе и, порой, воздействие психолога на эмоциональное состояние ребёнка не приносит желаемых результатов. Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет «переместить» страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.
Всё это убедительно показывает, что травма наносит огромный ущерб психическому развитию ребёнка. Пострадавшие дети (также, как и взрослые), однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.  

Юлия Криводонова