Вопрос специалисту

Первый месяц в школе (часть 3)

Первый месяц в школе (часть 3)


Пролетает, осыпается золотыми листьями, первый месяц обучения в школе. Первые впечатления стали закрашиваться новыми событиями. Отзвенел первый звонок. Для первоклассника начал листать свои дни школьный календарь. 

Одно дело – встать по будильнику на праздничную линейку 1 сентября, и совсем другое ежедневно подчиняться распорядку дня, уделяя строго отведенное время для сна, отдыха и учебы. Первый месяц в школе для ребенка действительно является сложным и трудным. И даже если ваш малыш не выказывает ярко выраженного отрицания по поводу своих школьных обязанностей, то это совершенно не значит, что ему не нужно отдохнуть.

Неудивительно поэтому, что окончание первого месяца школьного обучения для первоклассника ознаменуется первыми школьными каникулами. И здесь грамотная, вдумчивая помощь взрослого (родителей в первую очередь), крайне необходима. 

Вот несколько правил организации первых каникул:
- желательно объяснить первокласснику, что такое каникулы и зачем они нужны;
- важно обеспечить ребенку полноценный отдых, но не слишком сильно менять распорядок дня – по окончании каникул ему особенно трудно будет вновь возвращаться в прежний режим;
- необходимо уделить внимание совместной деятельности ребенка и взрослого – подойдет и совместная прогулка, и спортивная игра, и творчество. Самое главное чтобы в работе были задействованы все участники – родители и дети;
- продолжайте поддерживать познавательный интерес ребенка к школе – расспрашивайте о школьных приятелях; о том, что нравится и что доставляет беспокойство; о том, что получается, а что – вызывает затруднения; о том, что удалось узнать за первый месяц;
- не стоит слишком категорично высказывать собственное мнение об итогах первого месяца в школе: «В твоих тетрадях невозможная грязь!»; «Посмотри, какой бардак у тебя в рюкзаке!»; «Почему твои школьные вещи в таком ужасном состоянии!» Вместо этого, выделите время и вместе с ребенком проведите ревизию в школьных принадлежностях – замените, при необходимости, обложки на книгах и тетрадях; поточите карандаши; помогите разложить предметы по отделениям портфеля максимально удобным способом.

ВАЖНО! Взрослому не нужно наводить порядок в школьных вещах самому! Наша задача – помочь первокласснику в организации своей деятельности. 

Сбор портфеля в школу – его прямая обязанность! Вы только подсказываете и поддерживаете ребенка, контролируете последовательность необходимых операций – но все действия он ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО! Первоклассник уже способен организовать свое пространство в домашних условиях для игры, отдыха или учебы. Поэтому желательно привлекать ребенка к решению бытовых вопросов – помощь в мытье посуды; в уборке квартиры; в походе в магазин и т.п.

ВАЖНО! Между умением организовать самого себя в решении бытовых вопросов и умением строить процесс собственного обучения не существует особой разницы. 

Например: сначала все мы наблюдаем за ходом нужных операций – мама кормит ложкой малыша; затем взрослый помогает нам осваивать эту деятельность – мама разрешает малышу самому держать ложку, которой он, стараясь кушать сам, разбрасывает кашу по всей кухне; затем взрослый отстраняется, но продолжает контролировать наши действия – мама словесно указывает нам на промахи и удачи; затем мы начинаем держать ложку самостоятельно, проговаривая вначале вслух, а затем про себя, всю последовательность нужных действий; и, наконец, когда мы сейчас садимся за стол, то просто работаем ложкой, потому что деятельность по поглощению пищи при помощи столовых приборов стала нашей привычкой. 

Подробно остановившись на примере с обучением пользоваться ложкой, автор подразумевал, что пытливый ум заинтересованных читателей будет способен «разложить» любую деятельность при помощи описанной выше последовательности. 

До новых встреч!

Психолог Татьяна Анаьева

Читайте также: