Вопрос специалисту

Алиса в стране чудес.

Алиса в стране чудес.


Наш мир далёк от совершенства, этот неоспоримый факт известен каждому взрослому человеку. Всякому ребёнку  на собственном опыте рано или поздно  приходиться познать несправедливость и жестокость окружающих. Есть мнение, что детям стоит как можно  раньше объяснять, что чудес не бывает. Но ведь с древности у всех народов бытует традиция рассказывать детям сказки, да и многие взрослые, родом из детства, верят в сверхъестественные силы. Изучением проблемы  «веры в чудеса» занимаются антропологи и психологи. Выводы учёных таковы, что вера в чудо свойственна самой человеческой природе и необходима ей как вода и воздух. Вера в чудеса защищает детскую психику от суровых реалий жизни, придаёт уверенности в собственных силах.

Ожидание чудес

Часто можно встретить родительские опасения, связанные с тем, что если постоянно рассказывать ребёнку сказки, то он вырастет наивным человеком. Детская вера в чудеса способна у некоторых родителей вызвать подозрения в умственной отсталости своего ребёнка. Подобные сомнения вызывают стремление поделиться с ребёнком собственным взрослым опытом, циничной рассудительностью. Это одна из самых грубых ошибок, что могут совершить родители. Стадия существования в своём собственном  прекрасном сказочном детском мире у ребёнка должна быть как можно более долгой. Задача родителей состоит в том, чтобы не разрушать детских иллюзий: ребёнок сам, на собственном опыте, познает плохие стороны человеческого социума. И если ваш ребёнок слишком долго, по вашему мнению, задерживается в мире сказочного, наивного восприятия действительности - это не повод для ваших опасений: время развития каждой личности индивидуально. Конечно, это вовсе не означает, что вам следует поддерживать нелепые выдумки и фантазии. Следует в жизнеутверждающей форме и деликатно опровергать детскую веру в чудеса. Например, вполне нормальным проявлением становления личности и осознания собственной половой принадлежности является то, если маленькая девочка играет в сказочную принцессу, ждущую принца на белом коне. Но если девушка и в пятнадцать лет продолжает верить в эту сказку, то есть повод поделиться с ней вашим жизненным опытом, объяснив, что «наследные принцы» крайне редкое явление и лучше всего попытаться рассмотреть «душу принца» у юноши из обычного окружения девушки.

Сказка ложь, да в ней намёк

Бытует мнение, идущее из современной западной идеологии толерантности, что народные сказки не отвечают требованиям современности и вредны, что в сказках множество архаизмов, бесполезных «устаревших» слов, что сказочные события алогичны и жестоки. Последние исследования в области психологии убедительно доказывают, что настоящие древние сказки обладают огромным воспитательным и психотерапевтическим потенциалом. Например, структура построения предложений простейших русских народных сказок («Колобок», «Репка» и пр.) успокаивает детей и вызывает у них чувство защищённости. Дети не воспринимают содержание сказок буквально и с каждым новым повторением уже знакомой им сказки выносят из неё что-то новое для себя. Потому и просят прочесть им одну и ту же сказку, отказывать им в этом не следует. По выстроенным в сказках моделям поведения героев дети учатся тому, как им следует поступать в разных ситуациях, познают понятия добра и зла. Можно не обсуждать с ребёнком прочитанную сказку: вам достаточно во время прочтения интонационно расставить акценты, тем самым ребёнок сам поймёт ваше отношение к персонажам.
Но если ребёнок сам задаст вам вопрос после прочтения, то ваш ответ должен быть светлым и оптимистичным. Детство, проведённое без сказок и волшебства, способно наложить отрицательный неисправимый отпечаток на всю последующую жизнь: люди без светлых воспоминаний о собственном детстве ощущают себя одинокими и несчастными.

Сказка не кончается.

Древние сказки прошли естественный литературный отбор и остались жить в веках. Классические образцы авторской детской литературы опираются на тот же набор стилистических приёмов, что и устные народные сказки. Каждый родитель обязан познакомить своих детей с лучшими образцами современной детской классической литературы. Большую трудность это не представляет: достаточно будет ежевечерне по полчаса читать вслух страницы классических произведений.

Новогодняя сказка

В новогодние праздничные дни почти все дети планеты Земля становятся свидетелями настоящего чуда: подарки им дарят не родители, а самый настоящий волшебник! И каждый ребёнок верит в чудесное происхождение подарков.
У родителей имеется две чёткие тенденции в их отношении к детской вере в новогодние чудеса: часть родителей считает, что подобный гнусный обман собственных детей не стоит поддерживать ни под каким видом, другие же, напротив, убеждены в том, что подобную веру нужно в детях поддерживать  как можно дольше.
Как это часто бывает в подобных случаях, истина находится посередине. Игра с Дедом Морозом несёт в себе важную воспитательную функцию. С помощью новогодней игры дети, подрастая, понимают, что нельзя понимать и воспринимать всё буквально. У детей до определённого возраста отсутствует разграничительная грань между реальностью и выдумкой. Ребёнок вполне готов поверить тому, что например, ваш сосед дядя Петя преобразился в Деда Мороза для вручения ему подарка. При помощи подобных игровых приёмов дети постепенно учатся отделять выдумку от реальности.
Будьте готовы к тому, что наступит время и ребёнок задаст вам прямой вопрос о существовании Деда Мороза в реальном мире. На этот вопрос не следует давать однозначного ответа. Можно сформулировать ответ примерно так: «Для тех, кто в него верит, Дед Мороз существует, а для тех, кто не верит – не существует. Дед Мороз один, живёт на Севере и не может один успеть на все новогодние ёлки, поэтому в детские сады приходят его помощники». Ваш ответ не должен вызвать у ребёнка чувство, что его постоянно обманывали. Такое чувство способно подорвать веру и к родителям, и ко всем людям.

Раздел не найден