Возраст
|
Что может
|
Что должен
|
Рекомендации
|
0-1 месяц
Сильны рефлексы, первые две недели движения неосознанны, не может сфокусировать взгляд на предметах, не различает цветов.
Окружающий мир воспринимается как свет-тень
|
- Успокаиваться, слыша знакомый голос
- Следить за движением лица, игрушки (находящейся на расстоянии 15-20 см от его лица)
- Поворачивать голову на звук (редко)
- Улыбаться в ответ на голос родителей (редко)
|
- Щуриться на яркий свет
- Фокусировать, задерживать взгляд на крупных предметах – лицо, яркая игрушка, черно-белая картинка (в конце первого месяца)
- Реагировать на звук
- Реагировать на резкие запахи (морщиться, отворачиваться)
- Улыбаться во сне, после еды
|
- Разговаривать с ребенком
- Вешать над кроваткой (или ставить вдоль стенок) черно-белые картинки на расстоянии
|
2 месяца
Проявляется характер, индивидуальность – из «инопланетянина» малыш превращается в маленького человечка.
Еще не развита память – быстро забывает, быстро привыкает
|
- Издавать отдельные звуки (гулить)
- Смеяться во сне
- Следить за медленно движущейся игрушкой, сосредотачивать на ней взгляд
- Тянуться к игрушкам, пытаться схватить (редко)
|
- Фокусировать взгляд и задерживать его (на предмете, глаза в глаза)
- Искать взглядом источник звука (поворачиваться на голос)
|
- Вешать над кроваткой игрушки (на высоте 30-50 см, не ниже, иначе есть возможность развития косоглазия)
- Разговаривать с ребенком
- Повторять за ним его звуки (если гулит)
|
3 месяца
Переходный период – реакции на ощущения уже не инстинктивны, а осознанны. Период слюноотделения и пробы всего на вкус
|
- Смеяться
- Различать «своих» и незнакомых
- Следить за игрушкой
- Рассматривать другие новые предметы в комнате,
быстро фокусировать взгляд
- Скучать и проситься на руки, требовать общения, игр
- Вертеть в руках игрушки, колечки, которые ему дают, тянуть в рот
|
- «Говорить» - подолгу гулить, занимая себя этим разговором
- Тянуть руку к игрушкам, заинтересовавшим предметам, пытаться их схватить
|
- Держа на руках вертикально, показывать игрушку, направляя на него его ручку – чтобы ребенок видел взаимосвязь рука-предмет
- «Говорить» на его языке, повторяя звуки, которые произносит ребенок
- Петь песенки (колыбельные)
|
4 месяца
|
- Возмущаться, когда отбирают игрушку
- Узнавать не только родителей, но и любимые игрушки, бурно радоваться этому
- Узнавать свое имя, поворачивать голову на его звук
- «Гладить» разные поверхности – дивана, пола, пеленки, изучая на ощупь
|
- Громко смеяться, когда с ним играют
- Улыбаться, когда видит родителей
- Хватать игрушки, притягивая их ко рту
- Держать игрушки перед собой, рассматривать
|
- Показывать, давать игрушки, чтобы малыш захватывал их обеими руками, держа их перед собой
- Разговаривать, петь песенки
- Подвешивать игрушки над ребенком, чтобы поднимал руку и хватал / притягивал к себе (лучше звенящие)
- Класть на разные поверхности, стелить ткань различной фактуры
|
5 месяцев
Прослеживание взаимосвязи событий, изучение окружающего мира
|
- Искать выпавшую из руки игрушку
- Разглядывать мелкие предметы, пытаться их схватить (кончиками пальцев или зажать ладонью)
- «Разговаривать», сочетая согласные и гласные звуки (лепет)
- Играть с игрушкой, приподнявшись на предплечьях (лежа на животе)
|
- Переворачиваться за интересующим его предметом, пытаться к нему ползти
- Перекладывать игрушку из одной руки в другую
- Не терять интереса к упавшей игрушке
- «Вредничать», кричать, если с ним не играют, если родители вышли из комнаты
- Ощупывать лицо родителей, изучая
- «Петь», растягивая звуки и варьируя тональности
|
- Чаще выкладывать на живот, разложив перед малышом игрушки (стимулировать желание приблизиться, схватить игрушку)
- Давать выбирать из нескольких игрушек одну
- Показывать как мелкие, так и крупные игрушки/предметы
- Шумно набирать воздух, а потом дуть на ребенка (после третьего-четвертого раза, уже должен ждать «ветерка») – на взаимосвязь событий
|
6 месяцев
Учиться садиться, сидит.
Период высаживания на горшок
|
- Играть в игрушки, сидя
- Бить ладошками по воде, играя, повторяя за родителями
- Неуверенно / нечетко произносить «мама», «папа»
|
- Рассматривать игрушки (перед тем, как потянуть их в рот), греметь погремушкой
- Узнавать голоса (даже не видя знакомого человека)
|
- Давать малышу игрушки и предметы различной формы, цвета, качества поверхности, температуры
- Играть в игрушки во время купания (если малыш уверенно сидит в ванной)
- Высаживая малыша на горшок, говорить «ка-ка», развивая запоминание последовательности событий
|
7 месяцев
Сильная привязанность к матери
|
- Хорошо ползать и стремиться доползти до любимой игрушки или интересного ему предмета
- Уметь видеть и подбирать мелкие предметы не только кончиками пальцев
- Пытаться стоять и стремиться осматривать окружающий мир стоя
|
- Опасаться незнакомых, стремиться на ручки к маме
- Производить действия с пищащими игрушками, шуршащей бумагой, чтобы добиться желаемого звука
- «Разговаривать» с игрушками, людьми, «петь»
- Понимать, что люди и вещи – разные предметы
|
- Сажать на ноги и качать (придерживая), напевая песенки, заканчивая «по кочкам, по кочкам, в ямку бух». Это развивает равновесие и память (перед «бух» должен замирать в ожидании)
|
8 месяцев
Сидит, стоит у опоры, перемещается много и в разных направлениях
|
- Узнавать лица по фотографии, в зеркале
- Махать рукой (до свидания)
- Хлопать в ладошки
- Обниматься (при встрече)
- Взаимодействие двумя руками (держать одну игрушку полностью ладошками)
|
- Чужие люди вызывают интерес (не страх)
- Отбирать игрушки (если родители держат их в своих руках)
- Отталкивать руку, если не нравится действие (умыть лицо, вытереть нос)
- Играть в игрушки по-настоящему (возить, катать, толкать)
- Катать с мамой мячик
|
- Играть в ладушки
- Катать мячик (ребенок толкает его обратно)
- Прятать игрушки (не до конца, чтобы было видно) – малыш должен их находить
|
9 месяцев
Изучает окружающий мир и его содержание (следует убирать банки с пуговицами, спицы, мелкие предметы)
|
- Понимать просьбы, запреты
- Может сказать самые простые слова «мама, папа, дай, ту-ту»
- Испытывая позывы к стулу, говорить «ка-ка», чтобы напомнить о высаживании
- Узнавать по звуку происходящее (звонит телефон, шумит пылесос, открыли дверь ключом)
|
- Активно жестикулировать
- Повторять движения за родителями, подражать
- Играть в игрушки «с содержанием» - матрешки, пирамидки
|
- Играть в прятки (пряча лицо за руками, прячась за предметами, но чтобы частично быть видным)
- Искать предметы по квартире
- Показать, как стучат друг о друга ложки или ложка по деревянной / железной поверхности
- Объяснять звуки – звонок телефона / дверной, пищит игрушка, звенит тарелка, шумит чайник
|
10 месяцев
|
- Расширять разговорный запас
- Узнавать не только звуки, но и визуальное действие: мама взяла телефон – будет разговаривать с бабушкой, папа взял ведро – выйдет из квартиры
|
- Давать знакомые вещи (в ответ на просьбу и протянутые руки)
- Выбирать друга - любимую игрушку и не расставаться с ней
- Находить нужную игрушку в ящике с остальными
- Ревновать и запоминать, как плохое, так и хорошее (или вкусное, если еда)
|
- Поощрять разговор малыша – если правильно назвал, попросил, бурно реагировать
- Стремиться не провоцировать негативные эмоции, не выделять или хвалить кого-то другого
|
11-12 месяцев
Ребенок умеет стоять, ходить
|
- Играть в куклу (возит колясочку, машинку) по-настоящему – кормит, баюкает, гуляет
- Может играть с другими детьми
- Рассматривать картинки в книжках
- Проявлять интерес к гостям, стремиться быть в центре внимания
|
- Играет в кубики – может построить башенку
- Может нанизать колечки на палку
- Разбирается в форме предметов – может найти кубики, мячики
- Понимать «нельзя», «нет», может озорничать, стараться манипулировать
|
- Читать книжки (желательно с яркими картинками, книжки-игрушки)
- Учиться рисовать мелками и карандашами
- Играть в ванной в «Пеликана» - зачерпывать пеликаном более мелкие игрушки (в роли пеликана могут выступать сложенные ладошки)
- Играть в игры с сюжетом (придумывать истории)
|