Вопрос специалисту

Вот такой рассеянный

Вот такой рассеянный


Герой одного из самых известных стихотворений Самуила Маршака покупал билет в буфете, ехал двое суток в отцепленном вагоне, а вместо шапки на ходу надевал сковороду. В вашем же доме собирается коллекция детских перчаток на правую руку. Левые перчатки утеряны хитрым образом: одна в автобусе, вторая в школьной раздевалке, а третья – в парке во время катания с горок. Ребенок на вопрос "Как такое может быть?" разводит руками. Приходится признать: у вас в семье есть свой рассеянный с улицы Бассейной.
Потерянные даже в пределах дома вещи, неумение организовать порядок, необходимость по много раз повторять одни и те же поручения, частые опоздания – все это становится причиной родительского раздражения и детских переживаний. Хотя рассеянность – чаще всего не намеренное состояние и не говорит о том, что ребенок безответственный.

У забывчивости могут быть разные причины:
  • возрастные: поступая в школу или меняя ее на новую, дети проходят через адаптацию и далеко не все легко совмещают социализацию в коллективе и умственные нагрузки;
  • медицинские: реакция на стресс, расстройства нервной системы, травмы и ушибы головы, общая ослабленность организма;
  • индивидуальные особенности: часто рассеянными бывают одаренные дети, чьи мысли сконцентрированы на том, что для них по-настоящему важно: наука, творчество, хобби. При этом мелочи вроде организации порядка не входят в сферу их интересов.
Поняв причину рассеянности, родители могут обратиться к специалистам либо сами помочь детям стать более внимательными.

Участие родителей
Чтобы помощь была эффективной, родителям необходимо быть в курсе важных детских дел: знать расписание уроков и кружков, спрашивать, что задали в школе, обустроить рабочее место ученика так, чтобы все необходимое было под рукой и на своих местах. Хорошо, если стол ребенка, склонного витать в облаках, не находится напротив окна, а компьютер не занимает на столе много места так, чтобы школьник постоянно отвлекался на него и хотел включить. Незаменимыми помощниками будут всевозможные визуальные напоминания: расписание уроков, настенный календарь, часы с крупным циферблатом, маркерная доска, на которой удобно планировать дела, а потом стирать выполненные пункты.
Списки – лучшие друзья забывчивых детей. Повесьте перед дверью перечень того, что необходимо брать, выходя из дома: ключи, телефон, рюкзак, сменную обувь, деньги. Если ребенок умело пользуется телефоном, научите его ставить таймер и будильник, писать напоминания, фотографировать списки дел. Посмотрите полезные приложения для смартфонов: найдутся такие, что сами переводят телефон в беззвучный режим при входе в класс, благодаря расписанию в календаре, и те, которые подсказывают приближение контрольной работы или последнего дня сдачи сочинения по литературе.
Поручения запомнятся ребенку лучше, если будут пошаговыми. Не "найди кроссовки, нам надо торопиться, потому что такси приедет через 10 минут, а ты еще книги не уложил, и не забудь про те, которые мы приготовили в подарок!" Лучше попросить четко: "Достань, пожалуйста, свои кроссовки – они в синей коробке в шкафу в прихожей". А после того, как кроссовки будут найдены, можно попросить ребенка собрать в стопку книги, которые он должен взять в поездку.
Если школьник плохо сосредоточивается на уроках, обсудите с классным руководителем возможность пересаживания на первую парту, чтобы ребенок концентрировался на учителе и доске. Подскажите, как можно быстро вернуться в состояние сосредоточенности на уроке: например, задать себе вопрос: "Какой сегодня день недели?" или "Как зовут нашего учителя истории?" и сфокусировать внимание на учителе.
Внимательность маленьких детей можно развивать в играх на наблюдательность. Такие упражнения предлагаются в развивающих пособиях для дошкольников: найди десять отличий, что художник нарисовал неправильно, разложи фрукты и овощи по разным корзинам, найди в рассказе все слова на букву "л" и т.д. Играйте с детьми в настольные игры, шахматы, шашки – они способствуют концентрации внимания. Тренируйте память и наблюдательность: после дневной прогулки вспоминайте, какого цвета была кошка, которая перебежала дорогу, с кем вы встретились на детской площадке, куда заходили за продуктами.
Если вы понимаете, что забывчивость – признак усталости и перегрузок, попробуйте пересмотреть расписание ребенка: у него может оказаться слишком много дел, которые сложно удержать в памяти. Подумайте, хватает ли ему физической активности, есть ли возможность побегать, выплеснуть энергию, бывать на свежем воздухе и отвлекаться от учебных будней.
Некоторые потери можно попытаться предотвратить: надевать ребенку перчатки на резинке, уточнить у сотового оператора, есть ли в его услугах функция определения местонахождения потерянного телефона с помощью смс. То, что легко теряется – шапку, шарф, мешок со сменной обувью, – лучше выбирать яркого цвета, чтобы было легче отыскать их среди других вещей.
Многие родители признаются, что к старшим классам тенденция опаздывать, забывать поручения и терять вторую куртку за месяц внезапно проходит, а некоторые дети даже становятся, к удивлению мам и пап, настоящими педантами. Но пока этого не происходит, необходимо набраться терпения, предлагать свою помощь, не забывать хвалить за сделанную вовремя работу и без ошибок выполненное задание. И помнить, что у вас замечательный ребенок с особенностью в виде забывчивости, и все, что нужно – посмотреть на жизнь под его углом, чтобы понять, как можно эту особенность подкорректировать.

Лена Чарлин

Раздел не найден