Вопрос специалисту

Я "в домике"

Я "в домике"


С первых дней жизни дети получают много внимания. Родители окружают младенцев заботой и 24-часовым уходом, детей постарше – играми и развивающими занятиями, школьников – дополнительными кружками и репетиторами. Подростки сами выбирают, чем им заняться, и чаще всего не хотят, чтобы в их дела вмешивались: закрывают дверь в свою комнату и обозначают территорию личного пространства. Но потребность в уединении существует не только у тинейджеров. Психологи считают, что, приучая детей к самостоятельной игре и предоставляя им время для спокойных занятий, мы поощряем развитие таких качеств как креативность, умение находить для себя интересное дело и организовывать игры со сверстниками без руководства взрослых.
Даже в детском саду – коллективном учреждении, где ребенок всегда находится в окружении одногруппников и воспитателей, существуют уголки уединения или, как их еще называют – уголки настроения. Как правило, это ширма или самодельный полог со шторкой, зайдя за которую малыш, хотя и не изолирует себя от многоголосия детсадовской группы, но ощущение «я в домике» получает. Такое чувство время от времени необходимо испытывать детям и в самом надежном и любимом месте – родительском доме.

Для чего?
  • учиться расслабляться и чередовать активные игры с тихими;
  • отдыхать от внешних стимуляторов: компьютера, телевизора, ярких уличных впечатлений;
  • оставаться наедине со своими мыслями: мечтать, выдумывать, изобретать;
  • учиться занимать себя на случай выходных, праздников или каникул, когда нет никаких планов, важных дел и привязки к расписанию;
  • ценить спокойную атмосферу в доме и уметь самому вести себя бесшумно, когда кому-то из домочадцев потребуется тишина;
  • отдыхать от общества взрослых, а также братьев и сестер.

Побыть одному – не значит обязательно закрыться в своей комнате. В широком смысле это умение и желание заниматься любимыми делами без компаньонов: рисовать, читать, гулять, наблюдать за природой. На открытом, но ограниченном и безопасном пространстве дачного участка сделать это довольно легко – любое тенистое дерево можно превратить в штаб, а заросли малинника – в укрытие. Но и в четырех домашних стенах ребенок нуждается в личном пространстве, даже если это небольшой уголок в общей комнате.
Бывает, что в тишине и уединении дети без помощи взрослых осваивают необходимые им навыки. Вдруг прибегают к родителям и сообщают, что научились вырезать фигуры ровно по контуру. Или складывать буквы в слова. В этом нет ничего удивительного: минуты уединения – это время неторопливых размышлений и встречи с самим собой. Недаром, когда ребенок совершает не очень хороший поступок, родители на какое-то время просят его остаться наедине со своими мыслями, успокоиться и подумать, что произошло не так. В уединении вещи видятся в другом свете. Ребенок осмысливает события, происходящие в его жизни, и устанавливает свое отношение к ним. Именно поэтому даже у самых занятых детей должно быть время для себя. И потому же нужно беречь минуты спокойствия, когда сын или дочь склоняются над книгой или рисунком, и не встревать лишний раз с вопросами, если они не срочные.
При этом трудно ожидать, что ребенок с рождения сумеет занимать себя сам. Чтобы в будущем дети не испытывали панику выходного дня и не жаловались на скуку в моменты передышек, родителям лучше начать учить их самостоятельной игре с раннего возраста и коротких 10 минут, когда мама оставляет малыша в кроватке с парой игрушек, а сама спокойно пьет чай.
Приучая к самостоятельной игре, держите в голове список дел: конструкторы, лепка, чтение, наклейки, вышивание, пазлы – все, что вы можете предложить ребенку поделать одному. Чтобы увлечь индивидуальными занятиями, как игрой, предложите составить список дел и действовать по пунктам, вычеркивая их по мере выполнения. Или попросите ребенка приготовить сюрприз: смастерить поделку, нарисовать открытку для брата или сестры, слепить трех колобков. Чтобы показать пример, сначала сделайте сюрприз сами, а затем пусть наступит детская очередь. Дошкольникам проще всего заняться своими делами, если перед предложением «поиграй сам» взрослые уделят им достаточно внимания: поиграют с детьми 15-20 минут с удовольствием и с отрывом от дел. В таком случае ребенок насыщается совместной деятельностью и готов в течение какого-то времени развлекать себя сам.
Старайтесь в течение дня находить время для спокойных детских игр и своих дел – пусть отдых каждого члена семьи станет традицией. Это может быть, например, тихий час после обеда. Даже если ребенку не требуется дневной сон, напоминайте, что послеобеденный час – время отдыха и самостоятельной игры. Или же вечером после ужина вы можете включать фоном спокойную музыку, под которую каждый будет заниматься тем, что ему нравится, а уже потом участвовать в общих делах. Это поможет ребенку постепенно понять, что личное время необходимо и маленьким, и взрослым.

Лена Чарлин

Раздел не найден