Вопрос специалисту
Консультация специалиста по вопросам приемной семьи

Как перевести ребенка на адаптированную программу обучения?

Как перевести ребенка на адаптированную программу обучения?

Здравствуйте!Речь пойдет о девочки из приемной семьи. Еще с детского сада стало видно,что она не усваивает материал, оставили на второй год в подготовительной группе.Одновременно она ходила к частному педагогу, где проходила курс подготовки к школе (там только кое-как научили читать). Первая четверть первого класса показала, что она совершенно не усваивает математические понятия, я стала подозревать, что у нее дискалькулия. Остальные предметы еле-еле. Читает много, но на время не получается, повторяет первые слоги несколько раз, теряется скорость. После второй четверти положили в психиатрическую клинику, там поставили диагноз под буквой F- неусваиваемость школьной программы, в частности, необучаемость математике. После пропущенных 2-х месяцев (столько лежала в больнице) пришла в школу, где с нее стали спрашивать, не взирая на диагноз и пропущенные уроки. Постоянно в слезах приходила из школы, дети смеялись. Врач порекомендовал отправить ребенка на психолого - педагогическую комиссию. В школе сказали, что комиссия - это не сразу, очередь на нее. Надеялась, что ее оставят на второй год, нет, каким-то образом нарисовали тройки за год. Теперь она в третьем классе, уже год лежит в школе справка, что ребенок необучаем, но не взирая на это, ее работу оценивают, будто диагноза нет вовсе. Она не понимает определения при работе с тестами. Сейчас пошли примеры деления двузначного на двузначное - с палочками уже никак!!! Комиссия в конце учебного года. Но директор заявила, что никаких чудес ждать не надо, даже если ей поставят 7-ой вид, т.к. это ничто, все равно с нее будут спрашивать по полной. Рыдаем каждый день. Подскажите, есть ли выход из этой ситуации? Да, местный психиатр поставила диагноз слабоумие, но область не подтвердила,отправили на комиссию.

Светлана

Здравствуйте, Светлана!

Сожалею, что вам пришлось столкнуться с подобной ситуацией и с некоторым давлением со стороны образовательной организации.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 7 и 43 Конституции РФ). В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020), родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии формы получения образования и формы обучения, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Основанием для зачисления в образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья является заключение психолого-медико-педагогической комиссии, рекомендующее обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся определенной нозологической группы.

В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082, комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Таким образом, комиссия не наделена полномочиями по постановке медицинских диагнозов, а дает рекомендации по применению соответствующей методики обучения, отвечающей уровню физического и психического развития несовершеннолетнего.

И хотя рекомендации, данные комиссией, схожи с выводами врача-психиатра, они тем не менее не влияют на методику лечения, применяемую при лечении несовершеннолетнего.

То есть комиссия может сориентировать родителей, какую адаптированную программу можно использовать в обучении ребенка, если это возможно.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Перечень утвержденных на текущий момент образовательных программ, в том числе адаптированных образовательных программ, находится открытом доступе по следующей ссылке: fgosreestr.ru

Но несмотря на рекомендательный характер заключения ПМПК, родитель может действовать и повлиять на изменение формата обучения, только после передачи этого решения в образовательную организацию, которая должна создать необходимые условия.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Если в течение года родитель не воспользовался рекомендациями, придется проходить комиссию повторно.

При наличии вышеуказанного заключения ПМПК родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обращаться с требованием к образовательной организации организовать обучение ребенка по соответствующей адаптированной образовательной программе, а при ее отсутствии обращаться с просьбой перейти на индивидуальное обучение по согласованному между родителями (законными представителями) обучающегося и образовательной организацией индивидуального учебного плана.

Школа не вправе отказать в разработке такого ИУП при наличии письменной просьбы родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, подтвержденного заключением ПМПК.

Дополнительным основанием перехода на обучение по адаптированной образовательной программе или по индивидуальном учебному плану является п. 9 статьи 58 указанного выше закона. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Возможно вам стоит обратиться к нескольким врачам для конечного утверждения диагноза. В связи с тем, какой именно диагноз у ребенка, как вы могли уже выше понять, родитель вправе выбирать форму обучения.

Хочу обратить ваше внимание на то, что директор, все же не врач и не может утверждать или предполагать диагноз. На практике не каждая школа может создать надлежащие условия для коррекции и социальной адаптации ребенка и, если ребенку рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе все ключевые решения принимает именно родитель.

То есть для дальнейших действий, вам в любом случае необходимо наличие диагноза и решение комиссии. Родитель может отказаться выполнять рекомендации ПМПК, может настаивать на создании условий для обучения по адаптированной образовательной программе, рекомендованных ПМПК, в той школе, в которой ребенок обучался до сих пор, либо может принять решение о переводе ребенка в специальную коррекционную школу.

Родитель выбирает из возможных вариантов тот, который максимально соответствует интересам наилучшего развития его ребенка.

Желаю Вам удачи и благополучного решения вопроса!

Наталья Гайкалова,
Семейный юрист
Комментарии:
CAPTCHA