Вопрос специалисту
Консультация специалиста по вопросам приемной семьи

Я не знаю, как заставить сына учиться

Я не знаю, как заставить сына учиться

Воспитательный процесс зашёл в тупик. Я в отчаянии. Мой шестиклассник ежедневно приносит со школы двойки и тройки. Дневник и тетради в ужасном состоянии. Часто в школу идёт без домашнего задания. Врет в глаза постоянно. Повлиять на это мы пытались разными способами: я и наказывала, я и пыталась достучаться и спросить у него В ЧЕМ ПРИЧИНА? ПОЧЕМУ? В ответ слышала только НЕ ЗНАЮ. Я дошла до крайности и со слезами на глазах спрашивала ЗА ЧТО ОН МЕНЯ ТАК НЕ УВАЖАЕТ!?


Мотивационные беседы были. Примеры из жизни постоянно привожу и пытаюсь объяснить, что без учебы в жизни сложно во всех сферах деятельности. Тот, кто не умеет учиться, не способен добиться успеха. В ход даже от безысходности шло рукоприкладство. Я изо дня в день пытаюсь сделать что-то, что принесёт положительный результат. Но он не наступает. Как достучаться до сына- не пойму. Знаю, что не всё делаю правильно. Но не могу равнодушно смотреть, как умный ребёнок растёт безынициативным человеком.

Здравствуйте. Есть множество моментов, на которые я обратила внимание. Поэтому сразу скажу, я искренне рекомендую обратиться к специалисту очно. Очевидно, вам нужна поддержка не разовая, а так, чтобы во время всего процесса. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем портале. 


Итак, по порядку. Оценки - это только система координат, но не цель обучения. И никто не имеет права оценивать по ним ни вас, ни вашего ребенка. И тогда можно позволить ребенку учиться на 3, но получать удовольствие от процесса. Можно в некоторых предметах дать слабину и учиться на минимум, за то в остальные погружаться всей душой. Так, чтобы, опять же, обучение приносило удовольствие. 

Вы просите ребенка объясниться. Но у него нет той степени осознанности и понимания ситуации, которая для этого требуется. Он не знает, почему он так делает. Ему нужна помощь, чтобы это понять. И эту помощь может оказать осознанный взрослый. Неважно, кем он приходится, психологом или мамой. 

Еще вы связываете дела ребенка и его мотивацию с уважением у себе. Это ошибочное суждение. В том, что он так учится нет неуважения. Есть призыв о помощи, не более того. А по мере того, как на ребенка ложится чувство вины и стыда за себя, он все больше будет погружаться в стресс. При этом стресс провоцирует выработку гормонов, которые блокируют мыслительные процесс. Попросту ребенок просто неспособен усваивать новый материал, он подвержен эмоциям и инстинктам. Поэтому настоятельно рекомендую ослабить давление и начать поддерживать, а не контролировать. 

Уважайте чувства ребенка, замечайте его состояния. Вы можете не принимать поступок, но не всего ребенка. Это он сейчас не сделал домашнее задание, а не "воспитательный процесс в тупике" и "он меня не уважает". Даже если он в принципе не делает домашнюю работу. В любом случае, это домашнее задание, не более. 

Кстати, ваши установки по поводу связки учёбы и дальнейшего успеха тоже могут быть подвергнуты сомнению. Статистически троешники чаще успешнее и финансово более независимы, чем отличники. И да, ребенок, которого дома принимают также скорее добьётся успеха, чем тот, на которого оказывалось давление. Физическое наказание в этом контексте также работает против вас. Вспомните себя. Вас побили, накричали на вас, обвинили и скорее заставляют делать, чем дают право выбора. Вам захочется уважать этого человека? Захочется делать так, как он просит? Родится в этой атмосфере искренне желание узнавать что-то новое? Не думаю. А вот стать безынициативным вполне возможно. Зачем что-то предпринимать, если все равно будут заставлять делать иначе? 

Учитесь расслабляться, отвлекаться и делегировать. Пусть уроками занимается с ребёнком кто-то другой (школа, репетитор, отец, бабушка). Важно, что взрослый, который будет в паре, сам испытывал интерес к занятиям. И тогда возможно интерес и зародится. А ваша задача увидеть отдельно школу и ваши отношения с сыном. И задаться вопросом: "А стоит ли хорошая оценка того, чтобы я запомнилась ребенку вечно недовольным, кричащим, агрессивным и непринимающим родителем?".

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Комментарии:
CAPTCHA