Вопрос специалисту

Дочь держит в страхе всю семью

Дочь держит в страхе всю семью

Добрый день! Моя дочь держит в страхе всю семью. Она очень умная девочка, отлично чувствует все эмоции и интонации, делает поразительно глубокие и правдивые выводы из диалогов и разговоров, но! Она пытается подчинить своей воле всю семью. 


Простой пример: ей нужно перенести 6 игрушек из одной комнаты в другую. Она погружает все 6 игрушек на руки, но 1 игрушка падает. Дочь просит меня поднять эту игрушку. Мне не сложно, я могу... Но! Именно из-за того, что мне все 5 лет было не сложно, она и устраивает истерики, слыша "нет" в ответ. Нужно же ей как-то объяснить, что мы не рабы, а родители! Если начинаю объяснять что-то - бесполезно. Ор в ответ. 

И ладно бы плач. Нет! Она визжит во всю свою мощь минут по 15-20, пока не охрипнет. 

Конкретно в данной ситуации ни уговоры, ни ругань не сработали. Сработало конкретное обещание: если через минуту игрушка будет валяться, значит она окажется в помойке. Дочь не поверила, а потом доставала игрушку из мусорного ведра. Но мусорное ведро (естественные последствия озорства) не всегда срабатывает. И такие случаи множественно происходят именно в "мелочах": кто кого должен выслушать первым и т.д. Бывает, что во время истерик она так и кричит: "Я здесь главная! Вы все меня должны слушаться. Я здесь всё решаю, я придумываю правила." 

Что мы пробовали: объяснять, игнорировать, наказывать - сажать на стульчик (убегает), лупить ремнем (всё только хуже). Еще я пыталась научить ее проговаривать свои чувства, выражать их в рисунке. Ну, допустим, чувства-то свои она уже научилась чуть лучше понимать, но командовать-то от этого она не перестала. Что делать? Как отвечать на команды?

Здравствуйте. 
Во-первых, важно вернуть себе часть ответственности за сложившуюся ситуацию. Для того, чтобы пятилетний ребёнок держал в страхе всю семью, семья сначала должна была делегировать ребенку эти полномочия, обучить и подкрепить такое поведение.

Затем важно разобраться со страхом, который вы испытываете. Что вами руководит? Страх чего? Страх бессилия от истерики? Тогда важно учиться проживать это состояние, искать опоры, навыки, поддержку со стороны и ресурсы для удержания внутреннего равновесия. Например, можно читать о том, как правильно вести себя во время истерики, чем она обусловлена, почему так бывает. Вы узнаете, что истерика - это нормальное состояние незрелой психики ребенка. Так он проживает интенсивные эмоции, которые пока не умеет переживать и проживать. Как только появляется необходимый опыт, истерик становится меньше и в норме годам примерно к 6-7 они совсем заканчиваются. 

Но если не давать ребенку встречаться с этими чувствами, спасать от любого дискомфорта и фрустрации, всячески избегать этого, то условный контейнер для чувств не растет, психика не обучается, эмоциональный интеллект не развивается, и схема незрелой психики остается рабочей. Сначала сами научитесь говорить нет, проживать отказ. Это даст нужную опору. Благодаря этому сможете помочь ребенку в его фрустрации.

Еще момент. Ребенок идет за взрослым. Это не тот человек, который выше и старше, а тот, который последователен, у которого четкие и ясные личные границы. Это не про жестокость и упрямство взрослого, а про чёткость и настойчивость.

Ваша задача не уничтожить желание власти, а найти ему безопасное место. Пусть у ребенка будет зона ответственности, где она сама решает и руководит. Можно играть в игры, где есть иерархия. Но это должно быть чётко обозначено в пространстве и времени.
Каждый раз, когда ребенок пытается руководить там, где полномочий нет, давайте обратную связь: "Слышу, что ты хочешь, но сделаем мы так, потому что....". И объясняете. Не потому что "я так сказала", а потому что сапоги намокнут и ноги замёрзнут и т.д. Ознакомьтесь со статьями на нашем портале на эту тему: Последовательность,  неуправляемый ребенок 

А вот наказание за выданные полномочия я категорически не приветствую. Ни в каком виде. Начинайте работу с себя. Как только вы сами для себя станете авторитетом, и ребенок пойдет за вами. Настоятельно рекомендую почитать про типы привязанности, о том, как она формируется и зачем нужна. Также, предлагаю обратиться за помощью к специалисту очно. Это поможет быстро и эффективно развить те качества вашей личности, которые обеспечат взрослую позицию по отношению к ребёнку. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале https://www.ya-roditel.ru/map/

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»