Вопрос специалисту

Дочь не берёт трубку телефона, чтобы я не контролировала

Дочь не берёт трубку телефона, чтобы я не контролировала

Дочь первый год самостоятельно возвращается из школы и посещает кружки. За временем следит плохо, поэтому необходимо напоминать и контролировать время выхода из дома на кружки. Но возникает проблема: трубку телефона не берет или отключает телефон, чтобы я не контролировала, и была возможность гулять с подружками или приглашать их домой. 


В итоге, кружки пропускаем, и я постоянно на нервах, все ли с ней в порядке. Разговоры о том, что я переживаю, не помогают. Сегодня через час после начала дозвона (24 пропущенных) написала смс: "Мам, я жива. Прости". Пишут, что наказывать нельзя. Как можно повлиять на ситуацию и остаться другом?

Здравствуйте.

Во-первых, важно прояснить вопрос наказаний. В отношениях с ребёнком нельзя оскорблять его личность и достоинство, обзывать, унижать, игнорировать, манипулировать, угрожать чем-то, кричать, поднимать руку. Однако это не значит, что родители обязаны одобрять любые действия ребёнка и подавлять своё недовольство его поведением.

Наказание как насилие, действительно, недопустимо. В любом варианте, будь то эмоциональное или физическое.

Однако наказание как естественный итог неприемлемых действий ребёнка должно быть. Ребёнка можно ругать (без криков и угроз), потому что в семье есть вещи, которые делать нельзя. И это нормально.

Другой вопрос, как вы можете наказывать свою дочку, что именно в каждый момент воспитания ставите своей главной целью.

Например, стремление установить разумные границы поведения и при этом сохранить хорошие отношения с ребёнком и его самоуважение – всегда более выигрышный для сохранения привязанности вариант, чем желание быть правой и сделать так, чтобы ребёнок беспрекословно во всём вас слушался.

Более подробно о том, как ставить границы, вы можете найти в статьях на нашем Портале:

https://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/nakazanie-kak-metod-pedagogicheskogo-protsessa/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-ustanavlivat-rebenku-granitsy-8-pravil/

А следующая статья может оказаться для вас полезной, потому что рассматривает вопрос детской лени (или того, что принято так называть) и различные подходы к работе с ней:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/detskaya-len-prichiny-i-metody-borby/

Чтобы понять, как вы можете повлиять на ситуацию с дочкой, стоит помнить ещё один момент. Мозг человека зреет и развивается очень долго. В нём есть структуры, которые оказываются сформированными чуть раньше, и есть те, что активно обрастают нейронными связями в течение более длительного времени.

Если немного упростить работу мозга, то можно сказать, что за планирование и самоконтроль отвечает префронтальная область. Окончательно она дозревает, по разным данным, к 21-25 годам. То есть именно в этом возрасте у человека появляется полноценная способность планировать свою деятельность, следить за результатами, использовать силу воли и сдерживаться от порывов.

Мозг 9-летнего ребёнка ещё не до конца сформирован. Конечно, сейчас ваша дочка уже способна на гораздо большее, чем раньше. Например, она уже гораздо лучше мыслит, может строить логические цепочки, делать выводы, анализировать информацию, строить планы и следить за своими действиями. Но все эти операции ещё не поддаются ей автоматически и без проблем. И часто, когда перед ребёнком возникают соблазны, ему физически сложно им противостоять. Мозг ещё «не накачал» эту мышцу – вовремя сказать себе «стоп».

А потому вы можете действовать в двух направлениях:

1. Более чётко устанавливать границы допустимого для ребёнка.

Стоит помнить, что жёсткие рамки должны касаться только ограниченного круга важных вопросов. Например, безопасности. И звонки маме входят в это круг. В остальных случаях есть смысл договариваться о гибких правилах.

Возможно, вашей девочке будет легче просто отзваниваться или отписываться вам каждые 2-3 часа, чтобы вы были спокойны. Так будет удобнее для неё (не нужно отвлекаться от своих дел, чтобы ответить вам) и так вы будете регулярно получать информацию, что с ней всё в порядке.

В качестве наказания за несоблюдение правил лучше отменять какие-то дополнительные приятные события в жизни ребёнка, например, поход в кино или покупку чего-то. Не стоит использовать в качестве наказания ограничения важных для ребёнка вещей, того, что даёт ей силы и приносит радость.

2. Учитывать, что ребёнок в 9 лет ещё очень не идеально может контролировать себя.

Как бы вашей дочке ни нравились кружки, как бы она ни любила вас, есть моменты, когда ей жутко хочется побыть с друзьями. Когда ей так весело и хорошо, что всё остальное автоматически задвигается на задний план. Не потому что неважно, а потому что вот так работает мозг (и плюс, вероятно, в силу привычки из-за отсутствия чётких границ).

Понимание этого момента подскажет вам, как найти более мягкое решение возникающих сложностей. Например, нанять няню или попросить знакомого человека, которому вы полностью доверяете, чтобы он в нужный час пришёл домой за ребёнком и отвёл на кружки или встретил со школы. Или самой организовать свой день так, чтобы была возможность физически помочь девочке соблюдать расписание.

Это не значит, что ваша девочка совсем маленькая и ей во всём нужна помощь. Но в моменты, когда нужно делать подобные выборы, многие дети теряются и не могут противостоять своим желаниям. Наша задача – помочь им соблюдать рамки и проговорить, что их ждёт за их нарушение.

И ещё один момент, на который хочется обратить ваше внимание.

Иногда мы всеми силами избегаем, чтобы идти куда-то, потому что просто не хотим. Каждый человек имеет право не желать заниматься чем-то.

Попробуйте лучше узнать, нравится ли вашей дочке на кружках, интересно ли ей то, что она там делает, что её там привлекает, какие положительные эмоции, новые знания и навыки она там получает. Возможно, ваша дочка не ходит на кружки, потому что не видит в них ценности, а рассказать об этом вам боится.

И тогда возможно либо повышать ценность дополнительных занятий через свой пример и совместное изучение чего-то нового. Либо искать новые секции, которые заинтересуют ребёнка. Например, те, куда ходят её подруги.

А ещё, для ребёнка любого возраста очень важно, чтобы у него было свободное время. Образование – это нужное дело. Но без хотя бы доли свободы и возможности выбирать что-то в своей жизни человек начинает бунтовать и противиться тому, что «надо». Постарайтесь обговорить с дочкой её расписание так, чтобы там обязательно было отдельное время на прогулки и общение с друзьями.

Границы, которые устанавливаются в процессе обсуждения и поиска компромисса, - гораздо более привлекательны. И ребёнку их проще соблюдать.

Желаю вам удачи, всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»