Вопрос специалисту

Дочь не хочет ходить в кружки

Дочь не хочет ходить в кружки

Добрый день! Проблема возникла внезапно, в первый раз за 4 года. С сентября начали посещать кружки: гимнастику, теннис и музыкальную школу (РИСОВАНИЕ + пение). Ребёнок на все ходил с удовольствием. Сам по себе общительный и жизнерадостный. С ноября как отрезало, в одну неделю перестала посещать все занятия: спрашивает у педагогов, когда закончится занятие, плачет и говорит, что хочет к маме. Никаких новых событий не происходило, обидеть тоже вряд ли кто мог, да и педагоги добрые. Теперь на каждое занятие идёт со слезами, причём все хуже, уже с утра начинает спрашивать: сегодня гимнастика? Я не хочу идти, и слезы тихонько вытирает. Девочка исполнительная. Идёт на занятия, а там тихонько плачет, но все делает. После занятия уже радостная, что оно наконец закончилось. Вообще не пойму, что происходит. Никакие наводящие вопросы не помогли, никакие бонусы и поблажки, типа не ходим неделю, а потом пойдём, не помогают. Дальше начало все прогрессировать. Теперь уже без мамы дома просто не хочет оставаться, такого никогда не было. Постоянно спрашивает, когда придёт Мама, спать ложится: просит держать за руку и все в таком духе… Подскажите, пожалуйста, что нужно сделать в данной ситуации?

Дина

Дина, здравствуйте.

Поведение не может поменяться без причины, источник всегда есть, поэтому стоит повнимательнее разобраться в вопросе. Задавать прямые – заведомо неэффективно. У ребенка в этом возрасте еще нет необходимых навыков рефлексии, чтобы рассказать о своем состоянии. Лучше подойдет проективный метод, например сказкотерапия или ролевая игра. Попросите ребенка поиграть с вами в «гимнастику», пусть девочка рассадит игрушки и ведет занятие. Старайтесь не менять ход действий, а быть независимым наблюдателем (задавайте вопросы, но не влияйте на ответы). Обратите внимание, как она общается с игрушками в роли тренера, спросите, как себя чувствуют «дети». В этой игре будет много правды.

Постарайтесь не обесценивать чувства ребенка, а принять боль ребенка, как обоснованную, будь то неосторожное слово или тяжелый взгляд. Если поймете, что именно вызывает у ребенка такую эмоциональную реакцию, то старайтесь помочь с этим справиться. Не смейтесь над тем, что назовет ребенок, не ставьте блоков («чтобы я этого больше не слышала») и т.д. Поддержите, скажите, что это нормально, что понимаете ребенка. Это позволит ей почувствовать вашу поддержку.

Я дважды услышала то, что ваш ребенок сейчас нуждается в вас. Это может быть следствием реакции на стресс, а может быть источником нежелания ходить на секции. Например, если раньше ребенок был только с вами, а теперь нет. Также, стоит обратить внимание на интенсивность режима дня девочки. Возможно, такая реакция вызвана утомляемостью, а девочка таким образом просит у вас поддержки.

В любом случае, если ребенок говорит, что ему нужна мама, стоит ему дать такую возможность. И чем раньше, тем лучше. Давайте столько тепла, сколько ребенок возьмет, пусть она первой выходит из объятий, пусть первая отпускает руку. Так вы поймете, в чем она нуждается и в каких объемах. Как только она насытится, все вернется в обычное русло.

И еще, за «исполнительностью» прячется очень токсичный процесс. Только представьте, вам нужно ходить на работу, которая вам ненавистна настолько, что вы плачете, но делаете. Разрешите ребенку быть разной: где-то исполнительной, где-то непослушной, где-то не хотеть что-то делать. Скажите, что любите дочь вне зависимости ни от чего, что примите ее любую и поддержите. Такая «исполнительность» - часто результат страха отвержения. Например, если родитель говорит «я тебя больше не люблю», когда ребенок не слушается. Или, если уходит от ребенка, когда тот плачет. Станьте безопасным взрослым, который любит ребенка, а осуждает только поступки (не «ты плохая девочка», а «я люблю тебя, но мне не нравится, когда…»).

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»