Вопрос специалисту

Мою дочь не принимают одноклассники

Мою дочь не принимают одноклассники

Здравствуйте! Я мама семиклассницы, школьный психолог (той же школы, где учится дочь). Мне невероятно тяжело от того, что мою дочь не принимают одноклассники, у нее нет друзей, ей не с кем общаться, кроме нас, родителей. У дочери есть проблема с коммуникацией. Она при рождении получила родовую травму, в результате которой у нее заикание, отставание в психическом развитии. В свои 14 лет - она ребенок, совсем не похожий на сверстников! Замкнутый круг: чтобы развиваться, нужно общаться, а чтобы общаться - нужно иметь развитие, соответствующее возрасту.


Я не знаю, чем помочь моей девочке, Она страдает от того, что ни один человек в классе с ней не общается, никогда не берут в команду и т.п. Беседу с классным руководителей я имела, но, к сожалению, как это часто бывает, она видит проблему в моей дочери ("Что мне делать, не знаю", "Никто с ней не хочет сидеть! Я не могу заставить детей!"). Говорит, что она "странная", "не такая" и т.д. Пожалуйста, подскажите, что я могу сделать для своей девочки?

Здравствуйте. В начале письма вы говорите о том, что тяжело вам. Потом - о том, что страдает девочка. Очевидно, что эта ситуация может травмировать вас обеих. Но я все же настаиваю на том, чтобы вы отделили свои эмоции/ мысли от состояния вашего ребёнка. Для начала я прошу вас написать то, что у вас с девочкой есть похожего и чем вы отличаетесь друг от друга. Чем больше пунктов, тем лучше. Однако важно помнить одно правило: пункты в первом и втором столбце должны быть по одному основанию. Например, вы написали, что вы обе ранимые. Это про эмоциональную сферу. Теперь из этой же сферы надо вспомнить отличие. Например, девочка быстро отходит, а вы долго помните конфликт. Или, допустим, вы написали сходство во внешности, теперь нужно отличие тоже во внешности. 


Далее. Важно помнить, что задержка психического развития часто характеризуется задержкой и в эмоциональной сфере. Это имеет значение для того, чтобы объективно оценивать состояние девочки. Например, сейчас вы беспокойтесь о сложности переживаний вашего ребёнка. Но вполне возможно, что это скорее ваши чувства. А девочка видит проблему совсем в других цветах и сейчас просто копирует ваше состояние. Кроме того, реальная оценка даст возможность корректно поддержать ребёнка. Я говорю о контейнировании эмоций. 

В данной ситуации я бы рекомендовала действовать в двух направлениях. Первое - вы и ваше эмоциональное состояние. Ребенку нужна опора на уверенного взрослого. А когда вас саму внутри тревожит проблема, когда нет понимания, что делать и куда двигаться, вы передаёте это ребенку. Это как если бы больному нужны были костыли, а они вдруг оказались мягкими. Важно, что внутреннюю опору важно иметь, а не симулировать. Дети очень тонко чувствуют состояние взрослого. Поэтому вам предстоит большая работа. Начните с замечания своих эмоций и увеличения количества способов для самопомощи.

Второе направление - это поддержка ребёнка. Помогайте находить чувства, называть их. Легализуйте любые состояния ребёнка, давайте возможность проявлять их. Не ставьте перед собой задачу изменить ситуацию. Лучше озадачьтесь тем, чтобы дать ребёнку новые инструменты и способы проживания разных жизненных ситуаций. 

Да, действительно, общение - это важно. Но это не единственное. Поэтому настаиваю на снижении уровня значимости этого общения. Это снизит градус напряжения (и у вас, и у дочери). А там, возможно, и одноклассникам станет проще проявлять интерес. Или общение появится за пределами школы.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»