Возраст ребёнка: 10 лет
Дочь не может выразить свое мнение
Доброй ночи! Пишу Вам, уже проплаканная, не могу уснуть, думаю отпустить ситуацию, игнорировать, но боюсь еще больше сожалеть в дальнейшем. Я не считаю себя плохой мамой, и хорошей тоже. Дочке 10 лет, из-за одного случая пошла задержка речи, лечила, но все равно, заговорила она ближе к пяти, и я поздно отдала ее в школу, ближе к 8 лет, не хотела, чтоб ее обижали.
Ей сейчас 10, она говорит, но не может выразить свое мнение, мысль до конца, поэтому у нас проблемы. А у нее накапливаются комплексы, бывает она плачет, сама тихо, стала скрытная, больше грустит. Я пытаюсь помочь, не знаю как. Я ей говорю, дорогая, что если ты будешь много читать, у тебя все потихоньку станет лучше, я больше акцентируюсь на учёбу. Она не любит читать, решать, любит рисовать, она и рисует, но всяческий сопротивляется на просьбы прочитать книги, или я должна сидеть рядом помогать, чтоб делать уроки, или слушать как она читает, не любит, когда я ее поправляю во время чтения.
Ее обижают девочки, другим девочкам она не интересна, вначале с ней дружат, а потом уже избегают, она на это обижается. Как быть? Ведь она в душе общительная, добрая очень. Еще больше больно, когда она плачет, сама прячась от нас. Или принижает себя, Я всегда говорю, мы все говорим что любим ее, иногда бывает ругаю ее по быту, она это принимает болезненно, мне кажется.
Помогите, она растёт, и чувства вины мое тоже, плачу, ведь она достойна лучшего, я, как мать, думаю- во всем моя вина.
Здравствуйте.
Важно почему произошла задержка речевого развития. Это может быть связано с теми личностными особенностями, о которых вы говорите. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно.
Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале.
Игнорировать проблему - не значит ее решить. Скорее это запустит "хронические" процессы.
Чтобы вашей дочери помочь, важно научиться уважать ее чувства. Уважение - это не только про то, чтобы заметить их, но и признать/разрешить. Судя по вашему письму, девочка грустит, потому что у нее не получается выстроить отношения со сверстниками. Но вы предлагаете ей учиться. И почему-то гарантируете решение проблемы, если она будет успешной в учёбе. Это подмена и обман. Ребенок может и не осознает этого, но точно чувствует. Представьте, что вы очень горюете из-за развода. Вы любили своего мужа, а он ушел. И вам говорят, что если вы будете хорошо готовить, то вам станет легче. Вы же почувствуете абсурдность рекомендации? Да, в отчаянии возможно попробуете, может быть это отвлечёт вас на какое-то время, но точно не решит проблему. Это не вернётся отношения и не поможет отпустить. Так и ребенок.
Пожалуйста, не смешивайте два процесса в одно. Когда психика в стрессе, она не усваивает новую информацию. Поэтому я бы даже рекомендовала чуть ослабить контроль в плане образования, а больше внимания уделить психо-эмоциональному состоянию девочки. Не останавливайте слезы, они помогают вывести гормон стресса и снять напряжение. Учитесь сочувствовать и поддерживать. Если не умеете, то просто будьте рядом. Только не обесценивайте переживания ребёнка, не запрещайте чувства, не обделяйте вниманием. Наоборот, скажите, вам жаль, что грустить - это нормально, расскажите, как сами справляетесь с грустью.
Поищите вместе пути решения проблемы. Их можно подсмотреть в книгах, мультиках, в жизни. Поищите в городе групповые занятия с психологом. Это отличный способ научиться контактам. Кроме того, важно дать ребенку среду, где можно познакомиться и начать дружить. Все же школа - это группа случайных людей, а если девочка будет среди тех, кто будет на нее похож, станет намного проще. Это могут быть кружки, площадки, развивающие занятия.
И с вашим чувством вины важно тоже работать. Оно транслируется ребенку, и это становится нормой жизни. Ребенок живёт не так, как мы говорим, а так, как мы чувствуем. Для этого важно разделить ответственность на свою и ребенка. Вы можете учить, создавать условия, заботиться, поддерживать. Но ребенок выбирает брать предложенные инструменты или нет, рисковать и идти навстречу страху или остаться на месте.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»