Вопрос специалисту

Дочь не может выразить свое мнение

Дочь не может выразить свое мнение

Доброй ночи! Пишу Вам, уже проплаканная, не могу уснуть, думаю отпустить ситуацию, игнорировать, но боюсь еще больше сожалеть в дальнейшем. Я не считаю себя плохой мамой, и хорошей тоже. Дочке 10 лет, из-за одного случая пошла задержка речи, лечила, но все равно, заговорила она ближе к пяти, и я поздно отдала ее в школу, ближе к 8 лет, не хотела, чтоб ее обижали.


Ей сейчас 10, она говорит, но не может выразить свое мнение, мысль до конца, поэтому у нас проблемы. А у нее накапливаются комплексы, бывает она плачет, сама тихо, стала скрытная, больше грустит. Я пытаюсь помочь, не знаю как. Я ей говорю, дорогая, что если ты будешь много читать, у тебя все потихоньку станет лучше, я больше акцентируюсь на учёбу. Она не любит читать, решать, любит рисовать, она и рисует, но всяческий сопротивляется на просьбы прочитать книги, или я должна сидеть рядом помогать, чтоб делать уроки, или слушать как она читает, не любит, когда я ее поправляю во время чтения. 

Ее обижают девочки, другим девочкам она не интересна, вначале с ней дружат, а потом уже избегают, она на это обижается. Как быть? Ведь она в душе общительная, добрая очень. Еще больше больно, когда она плачет, сама прячась от нас. Или принижает себя, Я всегда говорю, мы все говорим что любим ее, иногда бывает ругаю ее по быту, она это принимает болезненно, мне кажется. 

Помогите, она растёт, и чувства вины мое тоже, плачу, ведь она достойна лучшего, я, как мать, думаю- во всем моя вина.

Здравствуйте.
Важно почему произошла задержка речевого развития. Это может быть связано с теми личностными особенностями, о которых вы говорите. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи  вы можете найти на нашем Портале.

Игнорировать проблему - не значит ее решить. Скорее это запустит "хронические" процессы. 
Чтобы вашей дочери помочь, важно научиться уважать ее чувства. Уважение - это не только про то, чтобы заметить их, но и признать/разрешить. Судя по вашему письму, девочка грустит, потому что у нее не получается выстроить отношения со сверстниками. Но вы предлагаете ей учиться. И почему-то гарантируете решение проблемы, если она будет успешной в учёбе. Это подмена и обман. Ребенок может и не осознает этого, но точно чувствует. Представьте, что вы очень горюете из-за развода. Вы любили своего мужа, а он ушел. И вам говорят, что если вы будете хорошо готовить, то вам станет легче. Вы же почувствуете абсурдность рекомендации? Да, в отчаянии возможно попробуете, может быть это отвлечёт вас на какое-то время, но точно не решит проблему. Это не вернётся отношения и не поможет отпустить. Так и ребенок.

Пожалуйста, не смешивайте два процесса в одно. Когда психика в стрессе, она не усваивает новую информацию. Поэтому я бы даже рекомендовала чуть ослабить контроль в плане образования, а больше внимания уделить психо-эмоциональному состоянию девочки. Не останавливайте слезы, они помогают вывести гормон стресса и снять напряжение. Учитесь сочувствовать и поддерживать. Если не умеете, то просто будьте рядом. Только не обесценивайте переживания ребёнка, не запрещайте чувства, не обделяйте вниманием. Наоборот, скажите, вам жаль, что грустить - это нормально, расскажите, как сами справляетесь с грустью.

Поищите вместе пути решения проблемы. Их можно подсмотреть в книгах, мультиках, в жизни. Поищите в городе групповые занятия с психологом. Это отличный способ научиться контактам. Кроме того, важно дать ребенку среду, где можно познакомиться и начать дружить. Все же школа - это группа случайных людей, а если девочка будет среди тех, кто будет на нее похож, станет намного проще. Это могут быть кружки, площадки, развивающие занятия.

И с вашим чувством вины важно тоже работать. Оно транслируется ребенку, и это становится нормой жизни. Ребенок живёт не так, как мы говорим, а так, как мы чувствуем. Для этого важно разделить ответственность на свою и ребенка. Вы можете учить, создавать условия, заботиться, поддерживать. Но ребенок выбирает брать предложенные инструменты или нет, рисковать и идти навстречу страху или остаться на месте.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»