Вопрос специалисту

Дочь перестала отзываться на имя

Дочь перестала отзываться на имя

Добрый день! Моей дочери 1 год, 10 месяцев, очень спокойная, милая девочка. Но есть моменты, которые меня настораживают. Перестала отзываться на своё имя, такое чувство, что не понимает обращённую речь. Бывает, что не смотрит в глаза, но когда начинают ее веселить, она смеётся и смотрит маме в глазки. 


Любит очень меня обнимать, и когда засыпает, обнимает за ручку. Но когда мы выходим на улицу, она сразу бежит на качели и может там час находиться. С детками своего возраста не контактирует, и когда к нам приходят в гости, тоже не особо рада. Постоянно дома вдвоём, и к нам очень редко ходят в гости, да и нам идти не к кому.

Совсем ничего не говорит, только на своём непонятном языке. Сон дневной по режиму, ночной тоже. Ложку не хочет держать, и она ее не интересует даже. На горшок тоже не могу приучить, плачет и всё. Или смеётся, когда начинаю ей показывать и издавать звук. 

Когда играю в мяч с ней, она его ловить ловит, но не бросает мне, а кидает в строну. А когда мы показываем ей с папой, как надо, она смотрит внимательно. Наблюдает, что я делаю, куда пошла. Но при этом не плачет, когда меня не будет дома. Поднимает ручки, чтобы я ее взяла, но и есть момент, что использует меня, чтобы я ей что-то подала. 

Указательный пальчик не использует, а ладошкой показывает на пульт или на другой предмет. Приносит мне свои сапожки, чтобы пойти гулять, любит одеваться и раздеваться. Раньше я включала мультики, но когда заметила, что ребёнок перестал отзываться на имя и не понимает мою речь, отключила и больше не включаю. Очень капризничала но, видимо, привыкла и не знает теперь, чем себя занять. Я уже всё перепробовала, не могу заинтересовать, ещё и приболели, не выйти на улицу или в детский развлекательный центр. Пожалуйста, подскажите, нам надо обратится к неврологу с такой проблемой?

Здравствуйте. 

То, что вы описываете, абсолютная норма для ребенка в этом возрасте. Вы описываете ситуации, когда девочка эмоционально вовлечена в контакт (объятия, внимательно смотрит за вашими действиями, поднимает ручки, чтобы вы взяли её на руки и т.д.), понимает обращенную речь (носит сапожки, ловит мяч) и т.д. 

То, что она не отзывается на свое имя, может так выглядеть, а по сути это, возможно, обусловлено очень высокой концентрацией внимания на чем-то другом или отсутствие мотивации отвлекаться на вас. Дети ведь не могут быть многозадачными. Они если что-то делают, то делают это неистово и всей душой. Если чувствуют эмоции, то так, что каждая клеточка их тела становится этой эмоцией.

Что касается приучения к горшку. Это вопрос зрелости отделов головного мозга. А они дозревают до трех лет. Поэтому у вас ещё точно есть время. Не торопите события, просто предлагайте. Когда она созреет, она сделает это сама. А пока можете играть с сыпучими материалами (в песочек, с крупой и т.д.). Можете играть с губкой (собирать воду и выливать её в тазик, например). Учите слову "стоп". Все это способствует созреванию процесса саморегуляции, а значит и приучению к горшку. Однако важно помнить, что ночные мочеиспускания могут длиться дольше. Лобные доли головного мозга, которые регулируют это, дозревают чуть позже.

Указательный жест характерен для "говорящих" детей, тех, кто рано начинает говорить. Если указывает рукой, это тоже норма. Про ложку. Современные данные показывают, что есть руками полезно для разных сфер, в том числе и для пищеварительной системы. Когда мы едим руками, выделяется больше ферментов и пища усваивается лучше. Пусть ребенок ест так, как хочет и столько, сколько захочет. Разрешайте играть с едой и выплевывать. Все это важная часть пищевого поведения. 

Только в советский учебниках нормы речи стоят с 1 года. Современная психология говорит о смещении норм до 3 лет. Поэтому пусть зреет ребенок. А пока можете называть то, что видите. Также, развитию речи способствуют игры с балансирами, лестницами и т.д. Крутиться, танцевать раскачиваться, ползать - все это помогает развиваться речевому центру. 

Про мультики. Я за то, чтобы ограничивать их или не включать до 3 лет. Но ситуации бывают разные. И если мама болеет, а ребенок в это время смотрит мультики, то это гораздо полезнее, чем страдающая мать. Да, ребенку нужен навык занимать себя самостоятельно. Но это не ваша забота. Просто живите, занимайтесь своими делами, увлекайтесь сами. И ребенок скопирует. Сам. Без контроля и помощи. Ещё важно, что для детей важна свободная игра (без правил, задач и т.д., например, нажимать кнопку или стучать ручкой шкафа). Когда родитель считывает это как скуку, хотя на самом деле это важная часть процесса формирования мышления. Хотя бы 2 часа в день важно уделять свободной игре. 

Что касается коммуникации. Ещё не время. Ребенку в этом возрасте ещё не нужны сверстники так, как нужны будут в 3 года. Подождите. Ну и, пожалуйста, не торопите развитие ребёнка и не торопитесь сами. Всему свое время. Почитайте возрастную психологию. Понимание принципов развития снизит уровень вашей тревоги.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»