Вопрос специалисту

Дочь убирает часть игрушек по признаку цвета

Дочь убирает часть игрушек по признаку цвета

Здравствуйте! Дочь с некоторых пор стала убирать часть игрушек в ящик и не дает их трогать и не играет в них сама. Например, в лего выбирает только желтые детали и складывает в ящик; в пазлах тоже выбирает несколько штук и прячет их. В основном, это предметы желтого цвета: кубики, карточки, пакетики, ленточки, части мозаики, салфетки. И так с любой игрой, какую бы ни купили, везде часть изымается либо по признаку цвета, либо какому-то другому только ей известному признаку. Когда спрашиваю, почему она их прячет, не говорит ничего. Если пытаюсь забрать и сложить с остальными игрушками на место, плач и истерики. Подскажите, что это может значить и стоит ли волноваться?

Здравствуйте.

Если вас тревожит какое-то проявление ребёнка, и у вас возникают сомнения, это точно стоит заметить и обратиться за очной консультацией. Ваши ощущение – важный индикатор, на который нужно обратить внимание.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Центры психологической и социальной помощи семье

Дело в том, что по одному поведенческому проявлению, тем более описанному, а не наблюдаемому, просто невозможно что-то сказать о том, как развивается ребёнок. Есть несколько вариантов того, к чему оно может относиться, что за ним стоит.

Например, существуют определённые отклонения от нормативного развития, которые в том числе проявляются в повышенной избирательности. Однако это лишь один из их симптомов, только на его основе никто не поставит верный диагноз. Синдром – это всегда несколько симптомов вкупе. И о наличии медицинской патологии имеет право говорить только врач (детский психиатр, невролог). Работа психолога в данном случае – обнаружить, как тот или иной симптом мешает адаптироваться, общаться, обучаться, и скорректировать эти процессы, помочь быть более приспособленным к жизни в обществе.

А с другой стороны, такая избирательность может быть обусловлена личными предпочтениями ребёнка. Например, у девочки получается находить общий язык с другими детьми, она поддерживает зрительный контакт, включена в отношения с вами (показывала вам на что-то пальчиком, обращается к вам, тянется обниматься и т.д.), слышит ваши слова и может следовать вашим просьбам, но просто не любит какой-то цвет, какой-то материал, не хочет его видеть. И устраивает истерики, когда его достают, потому что ей не нравится, неприятно, а покапризничать – самый лёгкий способ донести до вас свои желания.

Это две полярные ситуации: полная норма и наличие нарушений, которые в данном случае можно заподозрить. Но ничего конкретнее сказать нельзя. Потому что любой диагноз, любая гипотеза о том, как развивается ребёнок, может быть построена, только исходя из общей картины детского поведения, реакций, анамнеза, иногда – дополнительных медицинских обследований.

Вы можете обратить внимание на то, как в целом дочка ведёт себя в течение дня. Наличие отклонений в развитии проявляются в разных ситуациях, не только в избирательности. Быть может, это поможет вам немного снизить тревогу или, наоборот, стать более уверенной в необходимости профессиональной диагностики.

Но очень важно не делать выводы на основании лишь одного симптома или проявления. На него следует обратить внимание, чтобы начать изучать, что происходит. Но не строить предположения, основываясь исключительно на нём.

Грамотный специалист никогда не скажет вам, что происходит с ребёнком, лишь по какому-то одному проявлению. Тем более по интернету. Помните, пожалуйста, об этом.

С вашей дочкой может быть всё нормативно. А возможно, вам требуется помощь в коррекции развития (но и здесь сейчас существует множество очень эффективных методик, которые помогают добиться действительно хороших результатов). Понять это возможно только на очном приёме и после полноценной диагностики.

Будьте более бережны к себе и своему состоянию. Желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»