Вопрос специалисту

Как минимизировать плач при разлуке и встрече у малышки

Как минимизировать плач при разлуке и встрече у малышки

Здравствуйте! Малышка 10.5 месяцев. С 7-ми месяцев появилась няня. До этого времени смотрела за ней 24/7 самостоятельно, с редкой помощью от мужа. Вечером приходила бабушка помогать с малышкой, чтобы я занималась домашними делами. С появлением няни жизнь знатно упростилась, я смогла вернуться к удаленной работе из дома. Но теперь меня по несколько часов как бы нет для малышки. 


Они прекрасно играют с няней, и у меня нет никаких к ней вопросов, потому что это происходит и с любым другим взрослым, которому она доверяет, помимо меня/мужа. 

А именно дикий разрывающийся плач при виде нас при их играх. Она может несколько часов быть занятой, спокойно изучая мир, смеяться, улыбаться. Но как только на горизонте появляемся мы - все рушится, и человек становится супербеспокойным. После такого встречания малышка постоянно капризничает и хочет только наших ручек, с остальными все попроще. Никогда по действительной потребности. 

И времяпровождение очень сложное. Когда мы целый день с ней, она спокойная, но совершенно не дает ничего сделать. Даже если она видит меня, я с ней говорю, играюсь издалека. Не могу приготовить еду даже 15 минут, приползает, тянет штаны и кричит "ма-ма-ма". Хотя когда мы вместе на коврике, спокойно может играться сама. Когда ухожу, тоже истерика, начала уходить, только когда она очень увлечена чем-то, чтобы не слышать плача в 15-20 минут. 

На уход мужа улыбается и машет ручкой. С чем связан подобный плач? Как его минимизировать? Как помочь перерасти малышке разлуки и встречания, чтобы она понимала, что родители всегда вернутся?

Здравствуйте!

Перерасти болезненность разлуки и встреч помогает:

1. Ваше внимание.

2. Время.

Что касается второго пункта: в раннем возрасте у ребёнка, действительно, нет ясного понимания, что родители уходят на время, что они вернутся. Это связано с уровнем развития психики. Для того, чтобы сложилось подобное представление, у малыша должно развиться так называемое «постоянство объекта». А на это нужно время.

С одной стороны, помочь развить такое представление помогают самые простые игры, где вы прячетесь, а малышка вас находит (если ей нравятся подобные игры). Но с другой, именно время здесь и является решающим фактором.

С возрастом мозговые структуры развиваются до такой степени, чтобы суметь реализовывать всё новые психические процессы. И это этап, который важно пережить.

А вот первый пункт – ваше внимание – здесь обладает огромный силой. Когда дети цепляются за нас и спокойно проводят время на коврике рядом с нами, порой это служит признаком, что именно внимание, наше включённое участие в их жизни, нахождение рядом им сейчас необходимо.

Это может вызывать дискомфорт, дополнительные бытовые сложности, однако это также возрастной этап. Со временем интерес ребёнка переключится на другие активности, а пока вы – главная фигура в жизни вашей девочки.

Единственное, есть рекомендация, которой я бы хотела поделиться. Как правило, уходить, не предупреждая ребёнка о своём исчезновении, не рекомендуется. В моменте это может выглядеть удачной стратегией, потому что спасает нас, взрослых, от вида детских переживаний, слёз. Однако в перспективе именно такое поведение может вызывать плач при встрече.

Малышам важно с нами прощаться, важно видеть, что мы уходим. Да, они могут сильно эмоционировать. Это нормально. Необязательно затягивать при этом прощание или ждать, когда ребёнок успокоится. Если вы доверяете человеку, на которого оставляете ребёнка, и если вы ласково и спокойно попрощались с малышкой, пообещали вернуться, рассказали, чем она будет заниматься в ваше отсутствие, можно потихоньку уходить, даже если она будет плакать. Няня поможет ей успокоиться, утешит, бережно переведёт внимание.

Такой подход лучше, потому что создаёт для ребёнка более безопасную среду. Иначе ваше исчезновение для малышки непредсказуемо, из-за чего растёт тревога. Как раз это мешает ощущать ваше постоянство и подрывает чувство безопасности.

Желаю ваш удачи! Всего доброго.  

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»