Здравствуйте.
Я понимаю всю сложность вашей ситуации. Особенно учитывая, что тут мы говорим напрямую о безопасности вашей девочки.
Есть 2 момента, которые нужно учитывать:
1. Ненормативное развитие ребёнка затрагивает психическую, когнитивную сферу, потому что связано со спецификой работы мозга.
Именно из-за неё мы можем наблюдать какое-то нетипичное поведение. И она бывает причиной агрессии, невозможности себя контролировать, сниженного интеллекта.
Это не значит, что таких деток нельзя воспитывать рядом с нормотипично развивающимися детьми. Совсем наоборот.
Но это значит, что такие особенности всегда нужно держать в голове и обращать на них внимание.
Потому что задача взрослого – позаботиться и защитить. Увидеть вовремя угрозу и устранить её.
Дети с особенностями развития совершают какие-то неприемлемые поступки не со зла, не чтобы насолить, обидеть, ранить, разозлить… Они делают это, потому что так на каком-то этапе работает их нервная система. Они не могут оттормозить импульсы. Не могут просто взять и остановиться. Прям физически.
Поэтому, если вы знаете такую особенность деток, которые гуляют рядом с вашей девочкой, нужно запастись терпением и вниманием. Потому что иногда необходима ваша прямая физическая защита. От того же песка или камней.
Этот пункт, в целом, касается всего, что происходит на площадке. Любой ребёнок в 2 года не может контролировать себя и часто не слышит запреты. Поэтому важно, чтобы родители были рядом и на подхвате, чуть что не так.
2. Старшая сестра, которая гуляет с ребятами во дворе, пусть и больше их, но она не родитель.
Вы не указали её возраст, однако в любом случае она остаётся ребёнком. Сколько бы лет ей ни было (даже 16 лет – это ребёнок, у которого есть свои задачи развития и в них не входит воспитание младших сиблингов).
Это тоже нужно брать в расчёт.
Грубость – это защитная реакция. Человек начинает грубить, когда понимает, что сейчас на него будут нападать. Чаще всего в таких ситуациях он не уверен, что сможешь защитить себя иначе. Возможно, его не научили, как ещё можно отстоять себя. А возможно, он чувствует себя одиноким и потерянным перед взрослыми людьми, которые недовольны тем, что он никак не может взять под контроль. Вот и нападает в ответ.
Девочка не может нести ответственность за то, как ведут себя её братья. Потому что она такой же ребёнок. Ребёнок, который в виду каких-то обстоятельств, жизненных условий сейчас несёт на себе такой груз. И обороняется, как может.
Возможно, у девочки есть причины не давать контакты родителей. Мы не знаем, что происходит у них в семье, какой формат общения там принят.
Попробуйте как взрослый человек посмотреть на неё немного иначе. Похоже, ей тоже несладко. Много ли она может сделать в этой ситуации?
Эти два пункта – то, о чём надо помнить.
У большинства детей с особенностями развития есть сложности с самоконтролем. Тем более в раннем возрасте, когда эти зоны мозга у любого ребёнка только формируются.
Поведение их сестры имеет под собой причины, которые вы с высоты своего опыта можете понять более глубоко.
Иногда мы встречаемся в жизни с обстоятельствами, на которые не можем повлиять, как бы ни старались. И тогда приходится либо искать уловки и пытаться наладить контакт с детьми, пробуя самые разные подходы. Либо физически защищать своего ребёнка от внешних угроз: следить за тем, что происходит, не давать кидаться песком и камнями, выбирать другое время для прогулок или другую площадку.
Я желаю вам удачи.
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»