Вопрос специалисту

Как правильно реагировать на поведение соседских детей на прогулке?

Как правильно реагировать на поведение соседских детей на прогулке?

Здравствуйте. Во дворе гуляют двойняшки мальчики со старшей сестрой. Мальчики отстают в развитии, каждая прогулка заканчивается слезами дочери, т.к. могут песком в глаза кинуть, камнем запустить. Пыталась разговаривать со старшей сестрой, контакты родителей не даёт, номер квартиры не говорит. Грубиянка редкая. Как поступить в этой ситуации? Как правильно реагировать на агрессию старшей сестры мальчиков и на их поведение в целом?

Здравствуйте.

Я понимаю всю сложность вашей ситуации. Особенно учитывая, что тут мы говорим напрямую о безопасности вашей девочки.

Есть 2 момента, которые нужно учитывать:

1. Ненормативное развитие ребёнка затрагивает психическую, когнитивную сферу, потому что связано со спецификой работы мозга.

Именно из-за неё мы можем наблюдать какое-то нетипичное поведение. И она бывает причиной агрессии, невозможности себя контролировать, сниженного интеллекта.

Это не значит, что таких деток нельзя воспитывать рядом с нормотипично развивающимися детьми. Совсем наоборот.

Но это значит, что такие особенности всегда нужно держать в голове и обращать на них внимание.

Потому что задача взрослого – позаботиться и защитить. Увидеть вовремя угрозу и устранить её.

Дети с особенностями развития совершают какие-то неприемлемые поступки не со зла, не чтобы насолить, обидеть, ранить, разозлить… Они делают это, потому что так на каком-то этапе работает их нервная система. Они не могут оттормозить импульсы. Не могут просто взять и остановиться. Прям физически.

Поэтому, если вы знаете такую особенность деток, которые гуляют рядом с вашей девочкой, нужно запастись терпением и вниманием. Потому что иногда необходима ваша прямая физическая защита. От того же песка или камней.

Этот пункт, в целом, касается всего, что происходит на площадке. Любой ребёнок в 2 года не может контролировать себя и часто не слышит запреты. Поэтому важно, чтобы родители были рядом и на подхвате, чуть что не так.

2. Старшая сестра, которая гуляет с ребятами во дворе, пусть и больше их, но она не родитель.

Вы не указали её возраст, однако в любом случае она остаётся ребёнком. Сколько бы лет ей ни было (даже 16 лет – это ребёнок, у которого есть свои задачи развития и в них не входит воспитание младших сиблингов).

Это тоже нужно брать в расчёт.

Грубость – это защитная реакция. Человек начинает грубить, когда понимает, что сейчас на него будут нападать. Чаще всего в таких ситуациях он не уверен, что сможешь защитить себя иначе. Возможно, его не научили, как ещё можно отстоять себя. А возможно, он чувствует себя одиноким и потерянным перед взрослыми людьми, которые недовольны тем, что он никак не может взять под контроль. Вот и нападает в ответ.

Девочка не может нести ответственность за то, как ведут себя её братья. Потому что она такой же ребёнок. Ребёнок, который в виду каких-то обстоятельств, жизненных условий сейчас несёт на себе такой груз. И обороняется, как может.

Возможно, у девочки есть причины не давать контакты родителей. Мы не знаем, что происходит у них в семье, какой формат общения там принят.

Попробуйте как взрослый человек посмотреть на неё немного иначе. Похоже, ей тоже несладко. Много ли она может сделать в этой ситуации?

Эти два пункта – то, о чём надо помнить.

У большинства детей с особенностями развития есть сложности с самоконтролем. Тем более в раннем возрасте, когда эти зоны мозга у любого ребёнка только формируются.

Поведение их сестры имеет под собой причины, которые вы с высоты своего опыта можете понять более глубоко.

Иногда мы встречаемся в жизни с обстоятельствами, на которые не можем повлиять, как бы ни старались. И тогда приходится либо искать уловки и пытаться наладить контакт с детьми, пробуя самые разные подходы. Либо физически защищать своего ребёнка от внешних угроз: следить за тем, что происходит, не давать кидаться песком и камнями, выбирать другое время для прогулок или другую площадку.

Я желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»