Вопрос специалисту

Ощущение, что дочка не привязана ко мне

Ощущение, что дочка не привязана ко мне

Здравствуйте, уважаемые специалисты. Тема для меня болезненна. Такое ощущение, что дочка не привязана ко мне. Не работаю, дома с ребенком, спит со мной, кормлю сама (на ИВ были с 4 месяцев), играю тоже, свекровка помогает (отношения у нас с ней сложные), гуляет с дочкой, играет. Со мной она капризная, воет, истерит, отталкивает, когда обнимаю... Такое ощущение, как будто она считает свекровку мамой, а не меня. Как быть? Помогите, пожалуйста.

Здравствуйте!

Бытует мнение, что привязанность – это когда ребёнок относится к нам исключительно тепло и с любовью, когда бежит к нам с любой просьбой или слёзкой, когда только к нам и ластится, не злится на нас и всё время принимает наши действия с благодарностью.

Но привязанность очень многогранна.

Смотрите, если ваша дочка с вами спит – это уже говорит о наличии привязанности. Если она кушает рядом с вами, и вы иногда помогаете ей, это про привязанность. Если она играет с вами – это тоже про привязанность. А ещё, если она бежит к вам, когда ей страшно, хотя бы иногда. Или если обнимает вас. Или если целует. Или если радуется встрече.

Близость формируется благодаря тысячи мельчайших действий, которые вы делаете на благо ребёнка. Где-то обняли, где-то утешили, где-то погладили по голове, где-то застегнули ботиночки, где-то посмеялись вместе, спели песенку или потанцевали. Всё это складывается в узор привязанности. Она не тонкая ниточка, которую легко порвать. Привязанность – это канат.

Но даже при самой крепкой привязанности ребёнок будет злиться на маму, кричать, капризничать, истерить, отталкивать и т.д. Это нормально. Особенно после года.

Как только малыш научается ходить, ему хочется изучить мир. Он ещё физиологически не способен себя контролировать, мозг до такого не дозрел. А ваши запреты для малыша – препятствия, которые нужно преодолеть. Криками, толчками, плачем.

Всё это естественно. Можно посмотреть, в какие именно моменты ваша девочка так себя ведёт. Если когда она занята, например, играет, а вы её прерываете, она обязательно будет кричать и злиться. Это естественная реакция, потому что вы ей помешали Но это не значит, что она вас не любит и привязанности нет.

Точно любит. И точно есть.

Или когда она идёт что-то пробовать, а вы останавливаете. Маленькие дети будут реагировать максимально бурно. Они будут убегать как будто специально, но на самом деле не специально, а просто из интереса и из-за специфики возраста. Они ещё не понимают до конца, что делают. Задача понять и мягко отрегулировать поведение малышки ложится на вас.

Плохое поведение и капризы ребёнка не говорят об отсутствии привязанности. Даже наоборот: чем ближе ребёнок ощущает связь с кем-то, чем более безопасно он рядом с кем-то себя чувствует, тем хуже будет себя вести! Парадокс. Но здесь можно вспомнить себя. В кругу коллег, знакомых мы ведём себя одним образом. А рядом с супругом или родственниками – совсем иначе.

На работе мы не будем кричать и плакать. Зато «оторвёмся» вечером дома на любимом плече, а нас будут гладить и утешать.

С детьми точно так же, но ещё и в большем объёме. Они могут поразительно хорошо вести себя с кем-то вне дома, а потом приходить к вам и выливать все чувства, что скрывали до сих пор. Они могли разозлиться на бабушку, на птичку, на другого ребёнка, а злость эту получите вы. И чем старше ребёнок становится, тем ярче начинает работать такая закономерность.

Есть и некоторые вещи, которые помогут вам сделать привязанность ещё крепче:

- Быть внимательной, тёплой и уважительной по отношению к ребёнку.

Сейчас малышке, с одной стороны, нужно много телесного контакта и времени с вами. А с другой, чтобы вы потихоньку могли её отпускать исследовать мир.

Вы в таком случае становитесь «базой подзарядки»: отпускаете от себя дружить, общаться, пробовать по-разному себя вести. А когда малышка возвращается к вам, встречаете её с любовью. Она отходит от вас не потому, что не любит. А потому, что даже в профессиональной литературе этот возраст называется возрастом «романа с миром»: ребёнок устанавливает отношения с миром вокруг него. Вы у него уже есть, девочке не нужно раз за разом проверять, любите ли. Пришло время мира.

- Быть последовательной.

То есть в одних и тех же ситуациях применять примерно одинаковое поведение, следовать своим словам и обещаниям, сохранять границы и запреты.

- Откликаться на зов ребёнка.

Если больно, страшно – утешать. Если злится – помогать прожить злость. Если кричит – отражать чувства.

И конечно, помогает проводить время вместе, играть, делать всё, что угодно, где вы можете быть рядом.

Установление привязанности не требует волшебных инструментов. Это просто построение отношений, где ребёнок может положиться на вас и верить вам. Но это не значит, что ребёнок в этих отношениях не будет злиться или кричать.

Никакое плохое поведение не отменяет любовь к вам малышки.

Всего вам доброго.   

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»