Вопрос специалисту

Подросток всего боится, практически нет самостоятельности

Подросток всего боится, практически нет самостоятельности

Здравствуйте! С 1.5 лет дочь воспитывалась практически только бабушкой, отец ребёнка не очень общительный, я (мама) постоянно была на работе, сейчас ребёнку 12 лет, в основном общение с бабушкой, уже вошло в привычку. Для меня это было удобно, сейчас уже двое детей, младшей 8 лет. Дети после школы идут к бабушке, совместно делают уроки и домой приходят только спать. И так изо дня на день, в выходные дни остаются спать у бабушки. 


После зимних каникул ребёнок старший за день до учёбы стала поникшей, настроения не было. Вечером перед сном я увидела, что она плачет. Изначально на вопрос, что случилось, она просто молчала и плакала, с помощью каких-то наводящих вопросов мне удалось узнать, что ребёнок не хочет идти в школу, потому что боится разговаривать с учителями и детьми. Боится в столовой купить булочку с чаем, потому что хочет сказать чётко, что ей нужно, но получается, что говорит тихо и мямлит, её не слышат и не понимают, переспрашивают постоянно.

Боится спросить домашнее задание, если не услышала, ждёт, когда кто-то переспросить. Когда вызывают к доске прочесть стих, она начинает слышать стук своего сердца, и у неё темнеет в глазах, был случай в 4 классе, когда дочь упала в обморок в подобной ситуации. 

Призналась, что ей с 3 класса нравится мальчик, который не обращает на неё внимание. Три месяца просила меня, чтоб я ей разрешила постричься коротко, я разрешила. И в этом разговоре я спросила: Не из-за него ли она это сделала? Она ответила: Отчасти, да. Говорит о том, что он может свободно со всеми общаться, и дети многие к нему тянутся, этим он ей и нравится. 

У ребёнка иногда наблюдалось подобное настроение, слез не видела, может, не хотела видеть, списывала это все на то, что у неё гормоны играют. Списывала все на это. Дочь учится хорошо. Оценки 4 и 5. Самостоятельности нет сейчас практически никакой, всего боится, с учителем разговаривала, которая 4 года её учила, говорит, что в классе никто не обижает её, но она очень скромная.

Очень хочу помочь своему ребенку, но не знаю как. Сама в её возрасте практически на улице воспитывалась и хороших советов, боюсь, не могу дать. В нашем городе психологов достаточно квалифицированных, на мой взгляд, нет, которые бы могли разобраться, в чем причина.

Здравствуйте!

В 12 лет мы уже можем говорить о начале подросткового возраста. Со всеми вытекающими из этого сложностями: пониженной самооценкой, ориентацией на мнение окружающих людей (кто не является членом семьи), поиском своих ориентиров. Часто у подростков есть трудности в общении, застенчивость, замкнутость, отгороженность от родителей.

Работа с психологом, действительно, может помочь подростку пережить непростые моменты. Лучше всего, если ребёнок посещает групповые тренинги или групповую терапию: там есть возможность в безопасной обстановке познакомиться с другими ребятами, проявлять себя, пробовать разные роли, разные форматы поведения и взаимодействия, смотреть, как они отражаются на других.

Личная терапия может помочь ребёнку укрепить самооценку, повысить уверенность в себе, выработать стрессоустойчивость.

Если вы чувствуете необходимость в том, чтобы проконсультироваться у психолога очно (с ребёнком или самостоятельно, что тоже бывает полезно для того, чтобы наладить отношения в семье), на нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в вашем городе: Список бесплатных служб психологической помощи

Если вы уже посетили всех специалистов своего города, познакомились с ними и не нашли того, кто бы вам откликнулся, имеет смысл присмотреться к профессионалам из других городов. Формат работы в онлайн-пространстве иногда вызывает недоверие, но на деле (и согласно исследованиям) не менее эффективен, чем живые встречи. Сейчас онлайн проводятся и индивидуальные консультации, и групповая терапия.

Чтобы лучше понять подростковый возраст и то, через что сейчас проходит ваша дочка, вы можете изучить следующие материалы на нашем Портале:

6 «Почему» о подростковом возрасте

Любовная драма подростка

Видео Самооценка подростка

Пути сближения с подростком

Правила для родителей подростков

Чтобы помочь девочке почувствовать себя более уверенно, важно постепенно давать ей всё больше свободы, позволять выходить и исследовать мир. Начинать это делать стоит плавно и с простых вещей: предложить самой сходить в магазин, самой заказать кофе или чай в кофейне и т.д. Это первые шаги в самостоятельности, которые важно сознательно обеспечивать ребёнку, особенно если до этого не было такой возможности.

Для поддержки вы можете стоят рядом или недалеко. Просто чтобы ребёнок знал, что он не один в этот момент.

Кроме групповых тренингов развивать навыки общения помогают отношения со сверстниками. Их можно устанавливать не только в школе, но и в любых кружках, секциях, домах творчества. Их до сих пор сохранилось очень много. Дети любого возраста могут посещать занятия по интересам. Это полезно, потому что, с одной стороны, помогает найти свой профессиональный интерес, изучать мир, а с другой – это возможность попасть в компанию к единомышленникам, с кем гораздо проще установить контакт и найти общие темы.

«Ступор» в том, чтобы заказать булочку в школьной столовой, проявить себя, может очень болезненно переживаться. Кроме материнского принятия, опыта личных достижений (на которые есть смысл обращать внимание в общении с подростком) и консультаций с психологом, можно использовать простую технику.

Предложите попробовать дочке в ситуации, когда нужно с кем-то заговорить, специально сделать это максимально тихо и неразборчиво. Так, чтобы другой точно ничего не понял. И когда он переспросит, повторить так же тихо, но разборчиво. То есть сделать акцент не на том, чтобы сказать «правильно», а на том, чтобы максимально «налажать», прям очень постараться быть застенчивой и тихой, осознанно сыграть такую роль.

Обратите внимание, что, как и любая другая техника, она может не подойти вашему ребёнку, не стоит слишком сильно настаивать. Но иногда такой парадоксальный метод, особенно если после обсудить чувства ребёнка в этот момент, наблюдения за последствиями действий, помогает увидеть: ничего страшного не случилось, люди могут говорить невнятно, окружающие могут переспрашивать. И это нормально, это всё не выходит за рамки стандартного общения окружающих друг с другом.

Конечно, гормональная перестройка и физиологические изменения влияют на эмоциональный фон ребёнка. Девочка может плакать, срываться, вести себя не так, как прежде, просто в силу возраста. Однако не стоит игнорировать, что в её жизни сейчас могут быть проблемы и сложности, которые заслуживают вашего внимания. Она всё ещё очень нуждается в вашей поддержке и заботе.

Многие вызовы мира, с которыми сталкиваются дети, им по плечу. Но для того, чтобы справляться, им крайне необходимо ощущать себя любимыми, нужными, значимыми для родителей. Вы как мама можете дать это ощущение своим неравнодушием: искренним интересом, вниманием, объятиями, поддерживающими и ободряющими словами, ритуалами (ежедневными ужинами, беседами перед сном о самых разных вещах).

Если девочка терпит какие-то неуспехи, важно подчёркивать, что её действия не делают её плохой, неправильной, неудачницей и т.д. Это просто действия, которые можно исправить или натренировать. Даже говорить с кем-то – это навык, он отрабатывается. Люди не рождаются с умением делать заказ в столовой. Кому-то это даётся легче, кому-то тяжелее. Но это ничего не говорит о нас как о личностях.

Опора на вас важна и сейчас, и когда ваша дочка станет взрослее. Вы всё ещё самый важный человек для неё. Но чем старше ребёнок становится, тем больше его жизнь должна включаться в окружающий мир. Не только рядом с бабушкой и сестрой, но и среди других людей, в разных обстоятельствах. И хорошо, если при этом девочка будет точно знать, что вы доступны, вы рядом, вы ответите, если вам позвонить, вы встретите её вечером, с вами можно поделиться проблемами, спросить совета, и вы не осудите.

Переходный возраст – это кризис. А всякий кризис требует перестройки существовавшей ранее системы отношений. Постарайтесь использовать его в этом ключе: чтобы изменить какие-то привычные стили общения, скорректировать то, как сейчас девочка проводит дни, дать ей больше свободы, больше возможностей выбора, и при этом стать с ней ближе. Часто это очень поддерживает во взрослении.

Психологическая групповая и индивидуальная помощь также может сыграть большую роль. Но потребность в вашем тепле и участии от этого не станет меньше.

Желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»