Проблема адаптации сына в детском саду

19.07.2019

Здравствуйте! Отдали сына в садик, сначала месяц ходили в группу кратковременного пребывания, после этого перешли в ясельную группу. Сначала все шло хорошо, а потом малыш заболел и адаптация стала намного сложнее. Сын плачет в садике, очень плохо спит, по вечерам маму не отпускает от себя, иначе - истерика. Придумали ритуалы: клеим наклейки в шкафчике, раньше стали просыпаться, чтобы сын успел побыть в мамой и папой перед садом, регулярно говорим, что любим его, говорим, когда заберем (поспишь, покупаешься, и я за тобой приду), убрали лишнюю активность по вечерам. Но лучше ему пока не становится. Психолог в садике в отпуске до сентября. Скажите, как нам быть?

Софья

Здравствуйте, Софья!Замечательно, что вы придумали и практикуете такие замечательные ритуалы, поддерживающие ребенка и его веру в то, что вы дорожите им, любите его. Вы совершенно правы, что болезнь отбросила процесс адаптации сына назад: изменился режим, каждодневная среда и рутина, и теперь адаптация началась отчасти заново. Так что и относиться к этому стоит именно как к возврату на прежние позиции в адаптации, и действовать исходя из этих соображений. Он очень резко перешел из домашней среды в детсадовскую, что на фоне ослабленного организма могло стать причиной нервозности и истерик. Если у вас есть такая возможность, водите ребенка в сад снова на пол-дня, в течение хотя бы месяца или двух, постепенно увеличивая продолжительность пребывания ребенка в детском саду. Дайте ему возможность плавно адаптироваться к детскому саду. Резкие перемены, особенно на фоне сниженного иммунитета повышают психическую уязвимость.
Также свою роль играет взросление ребенка. Динамика адаптации в детском саду может быть по этой причине волнообразной: меняется отношение к окружающему миру, к родителям. Могут появляться новые страхи и опасения, повышается избирательность в том, что нравится, а что - нет. Осознание опасностей и угроз порождает тревожность, и пока ребенок не научится справляться со своими страхами и не почувствует себя снова в безопасности, потребуется время. Это - нормальные "болезни роста", ребенку в это время нужны поддержка и понимание фактов того, что он находится в безопасности. Надежная привязанность, которую вы формируете в том числе благодаря ритуалам, поможет вам это обеспечить. Ведь не так важно время, проведенное с ребенком, как его качество. И, судя по вашему письму, вы делаете все возможное, чтобы сделать ваше общение с ребенком эффективным и укрепляющим. Единственное, что бы я хотела посоветовать - дать ребенку возможность брать с собой в детский сад любимую игрушку - ту, которая его "укладывает спать" дома. Вообще перенос в новую среду "кусочка дома" оказывает стабилизирующее и успокаивающее воздействие на детскую психику. Укладывайте дома ребенка спать с этой игрушкой, и пусть она его повсюду сопровождает. Кстати, это может быть не только игрушка, а любая вещь, часто - принадлежащая родителям ребенка, будь то шарф или платок. Не воспринимайте это как чудачество: эти вещи хранят запахи любимых ребенком людей, дома и помогают ему на физиологическом уровне почувствовать присутствие своих родителей, погрузиться в ощущение покоя и безопасности.
Проконсультируйтесь с врачом по поводу успокаивающих ванн и чаев для вашего ребенка. Они могут облегчить процесс засыпания и улучшить сам сон, что, в свою очередь, положительно скажется на настроении и самочувствии ребенка.

Маргарита Лопухина
Психолог Портала «Я – родитель»
Вернуться назад