Вопрос специалисту

Ребенка напугала большая собака

Ребенка напугала большая собака

Ребенка напугала большая собака, подошла близко и залаяла. Теперь он боится собак. Если в его сторону идёт собака, особенно большая, кричит и пытается залезть на возвышение (на меня, на скамью и т.д.). На маленьких собак реагирует спокойнее, но я должна быть рядом, если нет, то бежит ко мне, становится рядом и громко говорит: "собака идёт". 

Если на руках сидит, то спокойно реагирует на любых собак. К маленьким собачкам может подойти со мной за руку, посмотреть, но трогать не будет, боится (я не настаиваю), подойти - это его инициатива, вообще животные его интересуют. 

Дома говорит, давай заведем маленького щенка. Сам часто притворяется собачкой- гавкает и ходит на четвереньках. Прошло около 3х месяцев после инцидента, и я замечаю, что прибавились ещё страхи: например, мухи, катание с горки, трактор когда едет, громкие звуки (хотя до этого любил с горок кататься и тракторы любил, бежал смотреть когда едет). Но это не постоянно. То есть, я так понимаю, все, кроме собаки, он специально говорит, что боится, потому что я несусь его, конечно, успокаивать, может он так больше внимания получает. Например, вчера очень много ему внимания качественного давала, и он нормально катался с горки и смеялся и радовался, в ладоши хлопал, не вспомнил ни разу, что он их боится. Вопрос: как помочь ему преодолеть страх собак, т.к. их очень часто встречам во время прогулки и в лифте и т.д.

Здравствуйте.

Приблизительно к этому возрасту психика ребенка дозревает до чувства страха. Раньше его просто не было. И бояться, пугать, страшиться – это нормально. К трем годам появятся новые страхи, а потом еще – и то тоже нормально. Важно на каждом таком этапе помочь ребенку прожить это чувство и пережить его.

Да, поддержка безоговорочно нужна. Страх провоцирует выработку гормонов, которые блокируют одни процессы и активизируют другие. Поэтому важно максимально много внимания уделить именно физической опоре: взять за руку, за плечи, посадить, взять на руки. Хорошо, если вы сохраняете с ребенком одну опору (вы сидите на диване и он на нем сидит, вы стоите на полу и он на нем стоит, а не поднимаете его на руки, например). Это даст бессознательное «знание» о том, что он справляется сам с проблемой, а не вы его спасли от опасности. Но при этом должен быть физический контакт. И хорошо, если вы при этом будете дышать животом: вдох носом и выдох ртом. Репетируйте такое дыхание и в свободной обстановке, и в игре. Ребенок его запомнит и будет сам о нем вспоминать, когда нужно будет успокоиться: такой тип дыхания включает парасимпатическую нервную систему и возвращает способность мыслить.

А вот «нестись» не стоит. Это действительно включает некий манипулятивный компонент. Ребенок нуждается в вашем внимании и эмоциональной включенности. А такая бурная реакция может оказаться своего рода волшебной таблеткой, как получить сразу и много. Учитесь дышать. Брать паузу на 5-10 секунд и только потом реагировать. Ваша задача поддержать, но оставить ребенку поле для самостоятельности. В противном случае он так и не научится справляться со стрессом без вас.

Проиграйте подобную ситуацию с помощью игрушек или придумайте сказку, где мальчик испугался собаку. Подумайте, как помочь мальчику, почему собака испугала и т.д. Нарисуйте собаку и дайте ей кличку, познакомьтесь с ней, узнайте, что она любит и чего сама боится. А когда в следующий раз увидите собаку, сразу начинайте так дышать и берите ребенка за руку. Скажите: «Я тебя вижу» и так из раза в раз. Ребенок либо переживет этот страх, либо научится сохранять спокойствие даже через один глубокий вдох.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»