Ребенок не принимает чужих людей

20.12.2020

Здравствуйте, мой сын очень странно реагирует на чужих людей, и такая же ситуация со своими бабушками, нашими друзьями и родственниками. Мы в живем в Санкт-Петербурге одни, все родственники в других городах. В основном сын видит меня и мужа. Бабушки звонят по видеосвязи, иногда приходят друзья, но стали очень редко. 


Когда мой ребенок видит нового человека, он начинает пятится и даже садится на попу, начинает мычать, можно сказать проявляет злость. Если к нам приходят гости и начинают на него обращать внимания, обращаться по имени, дарить подарки, он может лечь на пол лицом вниз на ладошки и так лежать, пока гости не уйдут в другую комнату.

Ребёнок ходит в сад, воспитатели ни на что не жалуются, но он там очень мало говорит, он ещё не умеет прямо предложениями разговаривать, но там он в основном молчит. Детей всех знает по именам, кажется, даже одного мальчика выделяет, и они дружат. Когда звонят бабушки, а сын играет с игрушками, если он слышит обращённую к нему речь, бросает игрушки, и голосом показывает недовольство, потом может немножко разговорится, буквально два слова и произносит их шёпотом. Если просто я разговариваю по телефону с кем-то сын замолкает, даже если до этого болтал и играл. Но также заметила, что если мы заходим в садик в раздевалку, где много детишек и родителей и никто к нему не обращается, то он спокойно продолжает говорить какие-то слова, и реакции никакой негативной нет. 

Ещё забыла сказать, что если приходят друзья в гости, сын начинает, например, падать, потом даже ложится полностью на пол. Если мы с мужем начинаемом его поднимать и берём на руки, он может ладошкой ударит нам по голове, проявляя агрессию. 

Дома у нас обстановка спокойная, мы с мужем никогда не ругаемся, никаких скандалов. С ребёнком я занимаюсь развивашками, играем в сюжетные игры, кормим медведя, машинки возят кубики на стройку и т.д. В садике всегда вовлечён в процесс, играет, делает поделки, на утреннике выполняет все задания, которые они разучивают заранее. Мультики смотрит немного, всегда ограничиваю. 

Ещё есть момент, ребенок засыпает, всегда с большим пальцем во рту, сосет его с самого рождения, хотя был полностью на грудном вскармливании до 1,2 года. И не можем пока освоить горшок. Основная моя тревога по поводу реакции сына на родственников, друзей, посторонних. Бабушки всегда очень эмоционально на это реагируют, думаю, что он совсем у нас не такой какой-то. Вопрос, как правильно помочь ребёнку справляться с этим? Как не усугубить ситуацию? И где кроется причина такого поведения?


Здравствуйте.
Есть ощущение, что ваш ребенок довольно чувствителен к контактам, к общению. И так как первые два года круг общения был довольно узким (мама и папа), то новые люди могут вызывать тревогу, когда они приближаются.

Тут нужно признать сначала то, что люди могут его пугать. Одно дело, когда это детский сад, а другое - это дом/квартира, где много узкого пространства и, соответственно, тесных контактов/близких и интимных, которое только для вашей семьи. И здесь, похоже, особо чувствуется ситуация небезопасности. То есть гости входят в близких круг/в близкое пространство.

И здесь стоит признать, что ребенок имеет право волноваться, тревожиться, бояться. Отсюда желание сесть на попу, отодвинуться, не сразу вступать в контакт. Так, если он падает на пол, важно сесть просто рядом и говорить: "Похоже, ты волнуешься, боишься. Но с тобой все хорошо. Ты можешь это делать". И сразу быстро не поднимайте ребенка.

Также, важным считаю уделить внимание саду. То, что вы рассказываете (про поделки и так далее), это нормально. Это действия оперативного характера. Но это не значит, что нет чувств по отношению к другим участникам пространства. Обратите внимание на то, как вы приходите в детский сад. Очень похоже, что ваш ребенок научился игнорировать детей и взрослых, быть менее чувствительным. Это помогает психике оставлять ресурсы, чтобы справляться как раз с оперативными действиями (есть, гулять, делать задания и так далее). Здесь я бы рекомендовала больше проговаривать. Например, после детского сада можно спрашивать: "а что понравилось/кто-то кричал/было что-то, что тебя пугало/а как вели себя другие дети" и т.д. То есть то, что будет больше про чувства и эмоции. То, что он замечал и что его самого волновало в течение дня.

И похоже, что вас больше всего тревожит реакция родственников на поведение сына. Помните, с вашим ребёнком все в порядке. Он просто эмоциональный и чувствительный. Ему просто нужно время, чтобы адаптироваться. Для этого хорошо бы, чтобы кто-то сопроводил гостей, и в это время кто-то пробыл с ребенком. Как только ваш сын адаптируется, он сможет прийти и начать взаимодействовать.


И да, вы пишите, что в вашей семье обстановка спокойная, и вы не ругаетесь. Но и, как в ситуации с садом, это не значит, что внутреннего напряжения нет. Поэтому рекомендую найти время и место для того, чтобы обсуждать отношения с мужем. Это не про конфликты и ссоры. Скорее речь об ожиданиях друг к другу и пожеланиях и т.д. То есть это могут быть какие-то вечера (достаточно часа раз в 1 или 2 недели), когда вы можете готовить друг с другом не про ребёнка/быт, а про свои взаимоотношения. Это сможет помочь разрядить поле тревоги, которое, возможно, считывает ваш сын. Это либо поможет решить какой-то непроговоренный вопрос между вами, либо послужит профилактикой их.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад