Вопрос специалисту

Какие особенности развития ребенка в 1 год и 7 месяцев?

Какие особенности развития ребенка в 1 год и 7 месяцев?

Подскажите, пожалуйста, какие особенности развития этого возраста? Тревожат несколько моментов. 


1. Начался период "я сам". Сами мы и так всегда старались и стараемся не лезть, если не просит помочь, но тут даже иногда обгоняет меня, чтобы самому включить свет вместо меня. Начал более болезненно воспринимать трудности. Например, была ситуация пару раз: кушает вилкой, если еда упала - сильно расстраивается, плачет, говорит "ещё разок". Сейчас прошло, поддерживали. Сейчас часто происходит такая ситуация: после прогулки (уже уставший, хочет поскорее попить грудного молока) хочет принципиально раздеваться сам, но бывает, что стянуть комбинезон с ног тяжело, начинает плакать, злиться и говорить "сам", "ещё разок". В конечном итоге справляется, но очень переживает. 

Хотела бы подчеркнуть, что мы не критиковали и не критикуем, если что-то делаем за него (то есть не очень понятно, почему вдруг так начал воспринимать трудности). Однако мы всегда хвалили, если малыш проявлял самостоятельность: "я очень рада, что ты справился, я в тебе не сомневалась"; "Ого, ты сам это сделал!". 

Скажите, пожалуйста, мы что-то делаем не так или это особенность возраста/характера? 

2. Не общается совсем ни с кем на площадке. Бывает, убегает или начинает капризничать, если кто-то слишком близко. Но наблюдает с интересом за ребятами, много комментирует. Стоит ли из-за этого переживать?

3. Ещё один вопрос: когда ребенок обычно начинает говорить связными фразами и предложениями? Сейчас ребенок отлично и довольно четко говорит большое количество слов, но по одному. После нашего повторения или просто какого-то комментария, говорит следующее и так собирает предложение. Разговаривает очень много! Если один играет - тоже любит комментировать. Спасибо!

Здравствуйте!

Замечаю вашу тревогу. Я обязательно опишу ниже своё видение. Однако важно иметь в виду, что я буду опираться только на свои знания, опыт и на ваше описание. Мой ответ может никак не отражать реальное положение дел, реальное развитие ребёнка. Потому что, чтобы говорить непосредственно о вашем мальчике, его нужно видеть вживую, с ним нужно какое-то время повзаимодействовать, провести диагностику.

Если у вас есть сильно беспокоящие вопросы, лучше обратиться за очной консультацией к детскому психологу или специалисту по развитию.

Мой ответ – лишь предположения со множеством условий.

Что я замечаю по каждому из пунктов:

1. Мне кажется, то, что сейчас происходит с малышом, по-человечески можно понять.

Представьте, что вы чему-то учитесь, например, лепить из глины, работать на гончарном кругу. Вы стараетесь, но, по разным причинам, вам плохо удаётся. Вы проводите рукой, и стенка горшка расплывается, ещё пара секунд, и весь труд уходит насмарку. А может, изначально вы вытягивали стеночки, но никак не удавалось сделать их ровными красивыми.

И добавьте к этой картине фоновые условия: вы пришли на занятие вечером, после тяжёлого дня. Вы подустали. Мало ели. И изначально уже были слегка раздражены.

Важно, чтобы сейчас вы попробовали прямо ощутить, что с вами будет происходить в такой ситуации за гончарным кругом. Скорее всего, захочется психануть: закричать, выругаться, расплакаться.

Помешает сделать это несколько способностей: самоконтроль (зрелость префронтальной коры больших полушарий), осознавание своих эмоций (понимание, что со мной происходит, благодаря зрелости лимбической системы и связанности её с корой), умение сопоставить эмоции с их причинами, умение назвать себе своё состояние (что также обеспечивается зрелостью лимбической системы и коры и понижает активность зон мозга, которые отвечают за стрессовую реакцию), умение распланировать своё будущее (то есть подумать, что вечером дома я поем, успокоюсь, а может прямо сейчас попрошу у кого-то конфетку или яблочко).

У ребёнка, особенно раннего возраста, таких способностей вовсе нет! Его мозг только созревает. Поэтому самоконтроль у малышей – совершенно недоступная вещь. Маленькие дети регулирует свои действия, опираясь на эмоции, на интерес. Эмоции малышей – это не тонко дифференцированные реакции, а сильные, захватывающие аффекты.

И всё это – нормально. На развитие и созревание нужно время.

Поэтому малыш попадает во фрустрацию, например, схожую с той, что я описывала выше, с лепкой, и его накрывает злость, отчаяние, горе, причём очень сильные. Он не понимает, что происходит. Начинает отреагировать. Осознать и остановить себя – это навыки, которые придут только к 6-7 годам.

Сильные эмоциональные реакции, когда у малыша что-то не получается, агрессивность и слезливость, упорство в достижении цели – норма.

От вас, в первую очередь, в такие моменты требуется вспоминать про своё собственное дыхание. Иначе вы начнёте напрягаться в ответ, а это помешает выдержать эмоции ребёнка.

И второе, собственно, - выдерживать. Находиться рядом, аккуратно предлагать свою помощь, если нужно. Озвучивать чувства («молния застряла, и ты злишься из-за этого, давай попробуем вместе…»). Это кажется недостаточно, но на деле это важно и это непростая психическая работа: быть рядом с кричащим, злящимся любимым маленьким человеком, искренне сочувствовать его боли (даже если она потому, что кусочек огурчика улетел на пол) и помогать продолжать осваивать этот мир.

Вы замечаете усилия, которые прикладывает ребёнок, и это важно. Ваш подход помогает развиваться волевому компоненту, вносит большой вклад в самостоятельность. Хочется поддержать вас в нём.

Вместе с тем можно посмотреть, нет ли сейчас перекосов. Нет ли такого, что неуспех ребёнка никак не подмечается. Посочувствовать, когда что-то не получается, - ещё одна опорная точка, которая учит нас справляться со сложностями и продолжать прикладывать усилия.

Плюс, обратите внимание, нет ли такого, что вы выделяете в отношениях с ребёнком только моменты его успеха или усилий. Опять же, во избежание перекосов.

2. Если опираться на существующие теории развития, то интерес к общению с другими детьми становится выраженным примерно после 2,5-3 лет.

Это не значит, что до этого возраста ребёнок вообще ни с кем не взаимодействует. Однако ведущей деятельностью в 1,5-2 года является предметно-манипулятивная. И общение, игры с другими детками – скорее фон, на котором разворачивается главный интерес малышей: потрогать что-то, поделать, побить, побросать, полепить, собрать и разрушить и т.д.

С течением времени одна фаза развития сменяется другой, и постепенно, ближе к 4 годам детки переходят к играм, где в фокус внимания помещаются отношения (сюжетно-ролевые игры, игры по сценарию и т.п.).

Если вы переживаете, что ваш ребёнок не знает, как общаться с другими, можно помогать ему устанавливать контакт, знакомиться. Как напрямую, в реальных ситуациях, так и через игры. Но тренировка коммуникативных навыков через игры, опять же, будет более эффективна чуть позже, примерно после 3 лет (возраст тут, конечно, условен).

В 1,7 лет проявлять интерес к игрушкам, вещам, предметам, собственному передвижению (побежал то туда, то сюда) больше, чем к дружбе и общению, - нормально.

3. Согласно нормативам, первые предложения появляются в речи детей как раз в период между 1 и 2 годами.

Но это не распространённые предложения из нескольких слов. В 1-2 года хорошее предложение для малыша – это сказать: «Мама ест». В остальном детки оперируют существительными, глаголами, начинают задавать вопросы (тоже краткие, в 1-2 слова) и делать «выводы» («мама ест» - это как раз вывод из наблюдаемого явления: участника и его деятельности).

Однако если у вас есть беспокойство по поводу речевого развития ребёнка, имеет смысл обратиться к неврологу или логопеду для полноценной консультации и диагностики.

Не опирайтесь только на мой ответ. Как я писала выше, я основываюсь даже не на картине развития вашего малыша, а на вашем описании нескольких эпизодов картины. Это может никак не отражать реальность.

Но надеюсь, что в чём-то мой ответ будет вам опорой и хоть немного уменьшит тревогу.

Желаю вам удачи! Всего доброго.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»