Здравствуйте!Подскажите что делать? Ребёнку 3 года и 8 месяцев, переживаем кризис трёх лет в полной мере. Кричит, не слушается, хулиганит. Ребенок очень активный, дневного сна нет, но уходим на ночной сон в 8 вечера, просыпаемся в 7-8 утра. Самый пик капризов приходится как раз в послеобеденное время, так разбесится, разыграется,что может подбежать, толкнуть или укусить.Я громко прикрикну на него и рассержусь, что так делать нельзя, маме больно. Он сразу сделает виноватое лицо и скажет "мама прости", я больше так не буду, я не хотел. Видно, что понимает,что это больно и неприятно. Но через час или два, или в конце дня опять заиграется, и он может опять бегать и толкнуть или укусить, опять увидит реакцию и снова пожалеет, обнимет и скажет, что так больше не будет. Как реагировать правильно? Как исправить ситуацию?
Добрый день, Екатерина!
Кризис трёх лет – очень непростой период, особенно для родителей. Вы очень большая умница, что держитесь, ищете помощи, учитесь общаться с ребёнком.
В 3-4 года, да и позже, мозг ребёнка ещё очень незрел. Особенно это касается лобных долей, так как именно они отвечают за саморегуляцию и умение сказать себе «стоп». Пока ребёнок маленький, он не может этого сделать просто физически. И если в спокойной обстановке он ещё как-то этому учится, то во время игр/бега/другого «бесилова» остановить себя уже совершенно невозможно.
Мне видится, что проблема здесь именно в этой неспособности себя остановить. Он явно не хочет делать вам больно специально, переживает, что ранит вас. Но в силу возраста ещё не может вовремя предупредить своё поведение, реакции и что они могут негативно повлиять на окружающих. И такое неумение предсказать последствия своих события совершенно нормально для ребёнка.
Вы можете обсудить поведение, которое вам не нравится, в спокойной обстановке. Не когда он бесится и весь красный. Прямо и честно рассказать, что бывают ситуации, когда он так заиграется, что делает вам больно. Объяснить, что вы понимаете, в такие моменты он не может себя сдержать, отследить свои реакции, но вам больно/неприятно, вы не хотите, чтобы такое случалось в вашем доме.
А дальше совместно можно придумать, как его толчки и укусы можно предупредить. К примеру, как только вы видите, что дело близится к неосторожным действиям, вы поднимаете вверх красную табличку и громко говорите его имя (кусок картона красного цвета подойдёт).
Другой вариант – придумать секретное стоп-слово, которое будет понятно только вам и которое будет означать, что сейчас нужно немного успокоиться (кажется, в «Ледниковом периоде» таким словом было «ананас», вы можете использовать любое, но чем ярче, запоминающееся и смешнее для ребёнка, тем лучше). И в нужные моменты громко говорить его имя и это слово (громко, но не строго, без злости).
А дальше будет дорога понимания того, когда эту табличка нужно поднимать/слово говорить. Прощупывания момента между ещё рано и уже поздно. Внимание ко всем ситуациям, которые можно пустить на самотёк, чтобы не ограничить свободу ребёнка и его инициативу.
Это познаётся только на практике. Выпишете себе на листочке круг ситуаций, которые требуют ваше острейшего внимания и которые нельзя пропускать. И ситуации, к которым нужно прислушаться, но они не столь опасны.
В первом списке к примеру, будет: бегает по кухне с криком львёнка, несётся к вам на улице и т.д. Обычно такие ситуации внутри сопровождает чувство урагана, надвигающейся катастрофы. Ловите это чувство и вовремя принимайте описанные выше меры.
Однако таких ситуаций не должно быть много. Это – крайний случай. Вторая колонка – ситуации, когда нужно быть внимательной, но можно ждать, обходиться без стоп-слова и карточки. Где-то подойти и успокоить. Где-то попросить быть потише, а ещё лучше – отвлечь, занять чем-то другим.
В целом, стоп-слова и карточки также учат ребёнка самоконтролю. Главное – не переборщить. Чтобы правила и запреты не заменяли ребёнку свободу и познание себя. И тогда всё получится.
Психолог Портала «Я – родитель»