Вопрос специалисту

Сын боится остаться без меня

Сын боится остаться без меня

Добрый день! Мальчик 5.5. В садик не ходил, кружки, занятия, спорт. На гимнастике тренер напугал, что не выпустит с занятия -ребенок расплакался- он ему ответил “что ты плачешь, как будто у тебя мама умерла» - что еще больше напугало ребенка. 


С тренером поговорили, считает ничего такого он не сказал. Перестали к нему ходить, тему смерти проговорили. Через пару недель пошли в садик (очередь подошла) -ни в какую не остается, плачет, цепляется за ноги и т.д . Я оставлять не стала. Далее стал бояться оставаться и с бабушкой/дедушкой/дядей и тд, стал на занятиях просить сидеть с ним в классе. 

Хочет поехать к кому-то в гости, собирается и в последний момент- не пойду, не хочу быть без тебя и все. Что делать? Как правильно поддержать и помочь с этим страхом? Скоро в школу как бы...

Здравствуйте. Мы всегда ищем того, кого можно обвинить в травматизации. Нам кажется, что так найдётся ответственный, что с него можно спросить и ситуация завершится. Но нет. Подобная стрессовая ситуация может произойти с каждым, но не все отреагируют одинаково. 


Дело в том, что психика крайне индивидуальна. И для того, чтобы травмироваться, нам нужна "почва". В данном случае это могло быть все, что угодно. Например, хроническая усталость при некорректном режиме дня, некая уязвимость психики ввиду особенностей темперамента и так далее. При этом, важно понимать, что сейчас у вашего ребёнка возраст, когда тема экзистенциальных страхов актуальна. Тема смерти впервые озадачивает ребенка, и он пытается с этим как-то справиться. А тут, при условии, что тренер был не аккуратен с эмоциями мальчика, что, вероятно, были еще посторонние, которые внесли свою лепту, возможно, появился стыд, и в итоге, интенсивность воздействия оказалась слишком сильной. 

Что делать? Помогать проживать это. Дайте ребенку опору, которая ему так нужна сейчас, не торопитесь. Он возьмёт свое и завершит. Не бойтесь, что это теперь навсегда. Нет. Как только удовлетворите потребность в безопасности, ребенок снова доверится миру. Помогайте осознать состояние ребенка: называйте его чувства, легализуйте их и помогайте находить все новые и новые способы их прожить. 

Например, чтобы прожить чувство стыда, нужно сместить фокус внимания с того, что подумают другие, на то, что чувствуешь ты сам. Помогайте сыну возвращаться в себя. Найдите в этом месте злость. Потому что злиться на некорректное поведение (даже старшего) - это нормально. Пусть выскажет все, что хочет в условиях игры. Например, можно представить, что это не плюшевый мишка, а тренер, и высказать ему. Также, можно нарисовать свои эмоции или слепить их. А потом сделать с ними все, что угодно. Можно сжечь, порвать, сломать или подружиться, украсить или сделать на основе этого поделку. 

Потом можно вместе придумать сказку, где главного героя напугали (тоже смертью), а он смог этот страх преодолеть. И периодически напоминать то, как тот герой справился со страхом. Ваша задача поддержать и дать безопасное место для выхода отравляющей эмоции. Не стыдите, не вините, не обесценивайте, не высмеивайте. Все должно быть очень мягко и аккуратно. И да, не время думать о школе. Оставайтесь в моменте. Сейчас нужно научиться проживать страх.

Кстати, не обманываете сына, пожалуйста. Говорите честно, что вы умрёте, что все умирают, но до этого вы еще будете жить и радоваться, и любить. Что это будет так нескоро, что гораздо приятнее думать о том, как жить, а не как умирать. Если чувствуете тревогу в этом месте, пожалуйста, обратитесь за помощью к специалисту. Список бесплатных служб психологической помощи можно найти на нашем Портале Список бесплатных служб психологической помощи

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»