Сын боится общаться со сверстниками

04.08.2020

Здравствуйте, у мальчика 6 лет страх, нежелание, стеснение в общении с детьми. Есть старшая сестра 8 лет и младшие 3,6 и грудная. С сестрами общается нормально, бывает агрессивен, со взрослыми идёт на контакт. А если на детской площадке есть незнакомые дети, не хочет туда идти. 


Говорила, давай вместе подойдем и возле них поиграем. Когда подходят знакомится, сильно стесняется и тихо называет свое имя и на этом общение заканчивается. На вопросы и расспросы отвечает: " я боюсь, стесняюсь". А когда насильно идём,  только что познакомившись с детками, даже зарыдал и сказал, давай уйдем, я не хочу там, где есть дети. 

В период карантина в основном только с родными общался. Отец у него против детского сада и за домашнее обучение, вовремя социализации не было, и он хочет учится на семейном образовании и в школу не хочет.

Есть один друг, который в гости к нам ходит, и с ним он открыт, и во дворе чувствует себя нормально (иногда говорит: "мама, я с тобой только пойду или не отходи", если отойду зовёт и беспокоится), не прячется, отвечает на вопросы и с одной очень общительной девочкой играет. Любит играть один, иногда, если с ним поиграет какой-нибудь мальчик, он с радостью всем говорит, что у него появился друг. 

Вообще, он ранимый, впечатлительный, будет долго присматриваться и не всем открывается. Как ему помочь преодолеть застенчивость? Опыта общения со сверстниками мало. Хочу поводить в подготовку к школе, а потом в общеобразовательную отдать. Как смягчить его страх, нужно ли ребенка, который имеет проблемы в общении со сверстниками, отдавать в школу или прислушаться к ребенку, который просит дома его учить, в комфортной для него обстановке? Просит домашнее животное, прошу совета.


Здравствуйте.


Если есть возможность, то лучше прислушаться к потребностям ребёнка. Да, ведущие родители, а ребёнок - ведомый. Но это не значит, что нужно жестко стоять на своём и только требовать. Ваша цель - дать образование. Домашнее обучение удовлетворяет запрос. Тогда почему нет?
Чувствительность и ранимость могут быть "выученной" стратегией поведения или врождённой особенностью. В первом случае вы заметите, что застенчивость есть только в общении с конкретными людьми или только в определённых ситуациях. Тогда важно найти, какую вторичную выгоду получает ребёнок, и научить иначе удовлетворять потребность. Например, такая робость может помогать получать больше игрушек (взрослые пытаются "разговорить" и дают ему игрушки своих детей).


Если же это тип темперамента, то важно наоборот найти ту силу, которую может дать такая особенность. Развивайте то, что есть. Например, у таких детей обычно очень развит эмоциональный интеллект. За счет этого они очень артистичны.


Что касается общения со сверстниками. Я не вижу причин для беспокойства. Судя по вашему письму, ребенок вполне умеет устанавливать контакт, если требуется. Не все дети должны быть в гуще событий. Некоторым хорошо одним, с близкими и одним другом. Из них вырастают обычно хорошие мужья/жены и родители, они часто очень преданные друзья и однолюбы.

Другой вопрос, если мальчику застенчивость мешает говорить с другими, когда того требует ситуация, например, узнать, как пройти или позвать на помощь. Тогда важно обратиться к психологу, чтобы выяснить причину поведения и скорректировать его. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Тем временем настоятельно рекомендую не требовать от ребенка общения, ну принуждать к нему, не стыдить и так далее. А наоборот, дать максимальную поддержу, сказать, что это нормально, что так тоже можно, что только он выбирает, общаться ему или нет. Однако если ваш сын будет просить помощи, вы можете ее оказать. Узнайте, какие сложности у него, на каком этапе ступор и проработайте именно это место. Например, научите сына по-разному знакомиться и заводить общение. Отыгрывайте новый навык в семье и с безопасными людьми, потом постепенно интегрируйте его в общении со сверстниками.

Обсуждайте поведение героев мультиков и сказок, спрашивайте, почему главный герой поступил именно так, а как еще можно было сделать и т. д. Чем больше у вашего сына будет уверенности в себе, опоры, а также чем больше будет вариантов действия, тем выше его способность к адаптации.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад