Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как найти подход правильно к моему сыну. Пойдем в 3 класс. Он всегда любил математику, но из-за того что не старается писать цифры, оценки ниже. Также и по русскому. Не старается держать ручку, выводить буквы. На замечания отвечает резко, что он старается, все нормально у него. На уроках не любит отвечать. Даже бывает, дома выучил, а учителю скажет, что не учил. Спрашиваю, почему так, говорит, что сомневался в ответе. Объясняю, что ты пробуй, отвечай, учитель будет видеть, что ты стараешься... но он опять вредничает. Упирается. Раньше без проблем садился заниматься со мной, а сейчас слезы, крики. Как быть?
Лариса, здравствуйте.
Видимо, у вашего сына действительно все нормально, и проблема только у вас. Подумайте, чего вы хотите, какая у вас цель? Высокие баллы? Зачем? Возможно, в «пятерках» вы видите одну из задач «хорошей» матери. Или, возможно, хорошими оценками в вашей семье принято «измерять» «хороших детей». Или вы хотите не этого? Тогда зачем ребенку высокие баллы, по вашему мнению? В зависимости от цели, будут зависеть шаги.
Важно понимать, что учеба – это задача ребенка, и он должен ее освоить. Родители и учителя помогают. Не тянут ребенка к результату, а помогают достичь его. Теперь вопрос мотивации. Сформировать ее - это задача взрослых. По сути, бывает два типа мотивации – достижения успеха и избегания неудач. Чем руководствуется ваш сын? Он делает столько, сколько нужно для вас, чтобы вы не наказывали за низкие баллы? Или он оптимально работает для того, чтобы достичь своей цели и не тратит лишнюю энергию на ненужное? Если ваш ребенок уже сейчас знает, куда он хочет поступать, заведомо понимает, что каллиграфия ему не понадобится, то скорее второе. Если ему «и так сойдет», то скорее первый тип мотивации и его нужно трансформировать в первый.
Подумайте, зачем ребенку нужно то, что вы от него требуете. Не вам, а именно ему. Мыслите категориями десятилетнего мальчика, которому сейчас не интересно будущее. Для него важно скорее быть успешным среди сверстников. Важны ли успехи в обучении в кругу его друзей и одноклассников?
Если вокруг обучения будет много негатива, то и сопротивление будет расти. Поменяйте вектор, задайте другой тон обучения, снижайте значимость высоких баллов, учите вычленять важное и именно туда направлять энергию. И да, учите принимать решения и нести за них ответственность. Обращайте его внимание на то, как приятно быть лидером или единственным в классе, кто знает ответ. Скажите, что девочки замечают таких ребят, что пробовать и достигать это очень мужественно. Заключите условный договор, когда будут уроки, а когда игры и четко следуйте намеченному плану. Пусть «нужное» станет только в отведенное время, а в остальное то, что хочется.
психолог сайта «Я — родитель»