Вопрос специалисту

Сын ничего не хочет делать

Сын ничего не хочет делать

Добрый день! Очень прошу помощи! Моему сыну будет 11 лет этим летом. У нас каждый день скандалы: учиться не хочет, если не проверять и не тыкать носом, что задавали, то это не будет сделано. Он не хочет вникать ни во что, ни в то, что задано, ни в наши просьбы, ни в учебу. Он делает все лишь бы отстали. Скатился на 2. Мне звонят учителя и жалуются, требуют принять меры. Сын постоянно врет и безответственный, несамостоятельный. Если я не скажу, то кровать не заправит, уроки сделает для вида-как зря, будет есть и пачкать посуду, не убирая за собой, может так и жить, мусор и грязная посуда, фантики не смущают его. Не хочет ходить на секции, на курсы и вообще особо напрягаться, хочет играть в компьютерные игры, и чтобы родители были всем довольны. Я приезжаю домой, а дома бардак (причем вечером я убиралась). У нас есть правило: в зале не есть, покушал – убрал за собой, помыл посуду, в комнате должен быть порядок, кровать заправлена, компьютерные игры-только после сделанных уроков. Все эти правила не соблюдает и каждый день скандал. И каждый раз включает дурачка: "я не знал, я забыл, я не слышал такого". Помогать он отказывается: "вам надо, вы и выносите мусор!" или "я не хочу идти в магазин, сами сходите!" Говорит: "ты обязана готовить еду мне до 18 лет". Это когда я один раз предложила ему самому что-то приготовить. Он не хочет обучаться ничему вообще, даже покушать приготовить. Ленится даже бутерброд себе сделать. Когда я предъявляю претензии, а они одни и те же, он начинает орать, психовать, кричать, что я его достала и угрожает меня ударить, в прошлый раз выгонял из комнаты и пихал меня, причем сильно, я не выдержала и так же его пихнула и сказала, что не позволю к себе так относиться. В общем, я не понимаю, что мне делать в такой ситуации: отпустить сына и пусть катиться по наклонной...или настаивать и требовать дальше....Что делать с секциями и кружками, курсами? Что должен уметь ребенок в 11 лет? И что я имею право требовать от него?

Милена

Милена, здравствуйте.

Я вижу много обиды, злости и конкуренции с ребенком. Дети не испытывают уважения к тем, кто сам не повзрослел (я о психологической зрелости). Важно начать работу с себя. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Прокомментирую некоторые моменты в вашем письме. Такое нежелание жить часто формируется у тех детей, которых пресекали и ограничивали в возрасте 2-3 лет («убери руки», «положи, уронишь» и т.д.). Кроме того, если у вас нет контакта, то ребенок сопротивляется вам, защищается и все ресурсы его организма направлены на борьбу со стрессом. Поверьте, ему сейчас совсем не легче, чем вам. Такая напыщенность внешне скорее говорит о том, что он сам хочет поверить в свои силы. Это защитный механизм. Примерно как у той рыбы, которая раздувается шариком, в случае опасности. Ваша задача легализовать эмоции, помочь понять то, что происходит и дать несколько вариантов того, как с этим можно поступить. Например: «Похоже, что ты злишься сейчас. Понимаю. Я тоже злюсь, когда что-то не получается. Давай покричим/побьем подушку/побегаем на велотренажере?» Любые эмоции нормальны. Вопрос только в экологичности их проявлений.

Повышенный контроль только забирает у ребенка последние шансы на проявление собственных желаний и интенций к действию. Зачем что-то делать. Если мама исправит? Зачем запоминать. Если мама напомнит? И главное – зачем вообще что-то хотеть, если мама все подвергнет сомнению и сделает по-своему? Примите тот факт, что у ребенка есть свои желания и они могут отличаться от ваших, ваш сын не должен соответствовать вашим ожиданиям и да, он другой человек. Это значит, что нужно учиться договариваться и принимать его точку зрения тоже.

Соберите семейный совет и обсудите договор, который будет описывать права и обязанности каждого члена семьи (вас в том числе). Это не должно быть принудительно. Наоборот, должна быть система win-win, когда выигрывают все. Должны быть заранее оговорены и санкции к каждому члену семьи, которые нарушат договоренности. Иначе зачем это соблюдать? Что будет тому, кто не помоет за собой посуду? Например, он может мыть посуду еще неделю за всеми. И да, каждый из вас несет строго только свою ответственность. Если ребенок не соблюдает правила и не выполняет санкции, то вы не исправляете за ним все. Моете только себе тарелку и снова кладете ее в общий склад грязной посуды.

Да, вы должны кормить ребенка, но не должны делать еду вкусной. Можете варить гречку каждый день. И так до тех пор, пока не выйдете на диалог. У ребенка есть привычный стиль общения с вами, он будет проверять вас и сопротивляться. Он умеет проламывать ваши личные границы и делает это из раза в раз. Психика всегда выбирает самый эффективный способ поведения. И пока у него все получается, нет шансов на изменение ситуации.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»